Главная
О Счетной палате
Законодательство
Деятельность
Бюджет для граждан
Интернет-приемная
Пресс-центр
Поиск
logo logo logo
gerb
О Счетной палате Законодательство Деятельность Бюджет для граждан Интернет-приемная Пресс-центр Поиск

2004

12 декабря 2004 года

Информация по результатам анализа полноты и своевременности поступления налоговых платежей в областной бюджет, в частности налога на прибыль за 2001-9 месяцев 2003 года и анализа влияния действующего налогового законодательства на формирование доходной базы бюджета области

За анализируемый период наблюдается тенденция к увеличению поступления в бюджет области налоговых платежей. Вместе с тем, по одному из основных налоговых источников – налогу на прибыль наблюдается снижение по сравнению с предыдущими годами. По результатам проведенного Счетной палатой Владимирской области анализа на примере трех предприятий (ФГУП «Точмаш», ОАО «Завод Автосвет», ОАО «Освар») сделаны выводы, что введение в действие 25 главы Налогового кодекса РФ являлось основной причиной этого. Например, только снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24 процентов, сказалось на уменьшении перечисления данного налога в 2002 году по этим предприятиям в областной бюджет на 10160 тыс.руб.

Начиная с 2002 года налоговая база определяется по данным налогового, а не бухгалтерского учета. И, по сути, в 25 главе Налогового кодекса РФ объединены порядок формирования себестоимости продукции и порядок налогообложении прибыли, причем понятие себестоимости ликвидировано. Вместо него используется термин «экономически обоснованные затраты». Согласно 25 главе Налогового кодекса РФ, разрешено относить на себестоимость весь объем обоснованных и документально подтвержденных затрат, т.е. снижение объема финансового результата происходит в связи с расширением объема и состава затрат. Вместе с тем, законодательство позволяет на сегодняшний день учесть осуществленные налогоплательщиком расходы в уменьшение налоговой базы без соответствующего учета доходов, для получения которых эти расходы были осуществлены. Налоговый учет во многих ситуациях позволяет расходы списывать раньше, чем они фактически понесены. Тем самым государство, по сути, кредитует налогоплательщиков.

Все эти новации создали такой либеральный налоговый режим, что налог на прибыль можно не платить вообще. Многим из крупнейших налогоплательщиков - новый порядок взимания налога на прибыль, и, прежде всего расчета амортизации, позволил свести платежи в бюджет по этому налогу фактически к нулю. Например, на предприятии ОАО «Завод Автосвет» по итогам 2002 года по данным бухгалтерского учета получена прибыль в размере 7101 тыс.руб., а по данным налогового учета за этот же период - убыток в размере 16897 тыс.руб. Таким образом, даже успешно функционирующие предприятия стараются любыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет.

Как показали результаты анализа, позитивным результатом осуществляемой налоговой реформы в целом является увеличение собственных оборотных средств на проверяемых предприятиях, которые позволили им улучшить показатели платежеспособности и соответственно снизить кредиторскую задолженность, в т.ч. перед бюджетом. Вместе с тем, согласно данным облкомстата, общий объем кредиторской задолженности предприятий Владимирской области за 11 месяцев 2003 года вырос на 8,9%. Обращает на себя внимание факт того, что, несмотря на «послабления» в процедуре налогообложения, предприятиями не осуществлен резкий рост инвестиций в собственное производство, на предприятиях в целях аккумулирования амортизационных отчислений не создаются амортизационные фонды. В целом по итогам 2003 года инвестиций в собственное производство предприятиями области осуществлено на 12,3% меньше уровня аналогичного периода 2002 года. Таким образом, одна из идей налоговой реформы – увеличение расходов на модернизацию и развитие производства в результате снижения налогового бремени – до настоящего времени не реализована.

По результатам анализа также было установлено, что резервом поступлений дополнительных доходов областного бюджета должна являться активизация работы по сокращению налоговой задолженности. Так, недоимка в целом по налоговым платежам в областной бюджет по состоянию на 01.10.2003 составила 389000 тыс.руб. или 15,5% от налоговых доходов, поступивших за 9 месяцев текущего года в областной бюджет.

С момента вступления в действие 25 главы НК РФ прошло два года, а система подзаконных актов, необходимых для ее обеспечения и практической реализации до сих пор не сформирована. В этой связи и в целях выработки оптимальных предложений по изменению налогового законодательства коллегия Счетной палаты Владимирской области сочла возможным предложить Законодательному Собранию Владимирской области при участии администрации Владимирской области, Управления МНС РФ по Владимирской области, крупных предприятий-налогоплательщиков провести парламентские слушания по теме: «Влияние налогового законодательства на поступление в бюджет налога на прибыль и финансовые результаты предприятий».

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!