В результате проведенного аудита установлено, что деятельность департамента здравоохранения администрации Владимирской области (далее: Департамент) по разработке и формированию Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи (далее: Программа), ежегодно утверждаемой в ранге постановления Губернатора Владимирской области, следует признать обоснованной, достаточной и соответствующей нормативной правовой базе. Несмотря на то, что Программа является краткосрочной, она имеет четкие формулировки целей и прогноз ожидаемых конечных результатов, предусматривает разграничение полномочий ее исполнителей. Вместе с тем, проведенный аудит показал необходимость принятия на областном уровне нормативного правового акта, утверждающего отчет о реализации Программы, что будет способствовать достижению большей гласности и открытости исполнительной власти перед населением области в части реализации социальной программы.
Цель Программы на 2004 год в части создания единого механизма реализации конституционных прав жителей Владимирской области общей численностью 1503703 человека по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества исполнителями Программы (Департамент, Владимирский областной фонд ОМС, страховые медицинские организации, лечебно-профилактические учреждения) в целом достигнута. Вместе с тем, анализ ряда основных социальных показателей подтверждает недостаточную эффективность реализации Программы. Так, за период 2000 – 2004 г.г. в области на 2,1% увеличилась смертность лиц трудоспособного возраста, отмечается положительная динамика по заболеваемости хроническим алкоголизмом (37,8 %), наркоманией (55,9 %), психическими расстройствами (21,4 %).
Общая стоимость Программы на 2004 год за счет всех источников финансирования утверждена в объеме 3277,2 млн. руб. или с ростом на 18,5 % к уровню 2003 года, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней – 1548,1 млн. руб. (93,3 % к 2003 году), за счет средств ОМС – 1729,1 млн. руб. (156,2 % к 2003 году). Увеличение стоимости Программы было объективно вызвано инфляционными процессами и прогнозируемым в соответствии с основными направления бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2004 год ростом на 33% заработной платы, на 14% расходов на коммунальные услуги и связь, на 10% расходов на медикаменты и продукты питания. При этом по сравнению с 2003 годом были обоснованно увеличены стоимость 1 койко-дня – на 20,7%, стоимость 1 посещения – на 20,6%, стоимость 1 дня лечения – на 23,9%, стоимость 1 вызова бригады скорой помощи – на 15,6%. Однако, несмотря на рост объема амбулаторно-поликлинической и стационаро-замещающей медицинской помощи, за период 2000 – 2004 г.г. произошло сокращение объема медицинской помощи в натуральном выражении в расчете на 1000 жителей области по стационарной помощи на 8,1 % при одновременном сокращении численности населения Владимирской области за тот же период на 6,2 %. Таким образом, возможно сделать вывод о реальном сокращении объема бесплатной медицинской помощи в стационарах в расчете на 1000 жителей области за указанный период. Аудит показал, что снижение доступности медицинской помощи создает предпосылки к развитию теневых процессов в ее предоставлении. В ходе аудита, силами инспектора Счетной палаты Владимирской области на основании анкеты, утвержденной Методическими рекомендациями проведения в субъектах Российской Федерации аудита эффективности использования государственных ресурсов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации, одобренными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 09.07.2004 № 25 (395), был проведен социологический опрос, в результате которого из 30 анонимно опрошенных респондентов на вопрос «Приходилось ли Вашей семье оплачивать услуги амбулаторно-поликлинических учреждений» положительно ответили 60% опрошенных, из них 75% производили оплату медицинских услуг в государственных клиниках минуя кассу (единовременно от 500 до 1000 рублей). Стационарную помощь, минуя кассу, оплачивали 60% получивших медицинские услуги в государственных стационарных учреждениях (единовременно от 1500 до 2000 рублей). При этом благодарность выражалась в денежном вознаграждении у 12% опрошенных, цветами и подарками у 15%, спиртными напитками у 10%.
Анализ показал, что объем стоимости медицинской помощи, утвержденный в Программе, не обеспечивает расчетной потребности в средствах. Так, дефицит стоимости медицинской помощи в соответствии с Программой в 2005 году составил 403,0 млн. руб. или 10,9% от ее расчетной стоимости. В результате проведения Департаментом обоснованного планирования, проводимой реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений, сохраняется устойчивая тенденция сокращения дефицита стоимости Программы. В 2005 году он снизился по сравнению с 2004 годом на 5,2 %, по сравнению с 2003 годом – на 10,8 %. Однако, даже при этом не обеспечивается финансирование Программы в утвержденном объеме. Так, фактический объем стоимости медицинской помощи в соответствии с Программой в 2004 году составил 2829,1 млн. руб. или 90,8 % от плана. Основной причиной неисполнения стал низкий уровень фактического финансирования Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований. Анализ показал, что объем средств на оказание бесплатной медицинской помощи органами самоуправления муниципальных образований изначально утверждается с дефицитом. Так дефицит плановой стоимости медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов муниципальных образований, в 2004 году составил 170,4 млн. руб. или 15,8 % от объема средств, утвержденных Программой. Однако, даже при этом фактическое финансирование медицинской помощи за счет средств муниципальных бюджетов в 2004 году составило 95,6 %, в том числе в Киржачском районе – 67,0 %, в Гороховецком районе – 70,0 %, в округе Муром – 90,5 %.Фактическое финансирование Программы за счет средств ОМС в 2004 году составило 93,5%.. Анализ уровня реализации Программы был проведен по методике комплексной экспертной оценки профессора В.О.Флека, одобренной Экспертным советом по аудиту эффективности государственных расходов при реализации государственных гарантий оказания населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Так, при исполнении Программы был достигнут высокий уровень ее реализации по стационарной помощи. Однако, учитывая, что утвержденная в 2004 году стоимость Программы составила лишь 83,6 % от расчетной потребности, в целом ее реализацию следует признать результативной.
В ходе проверки установлено, что за период 2001 – 2004 г.г. стоимость единицы медицинской услуги возросла по всем видам помощи, в том числе по скорой медицинской помощи – в 2,0 раза, по амбулаторно-поликлинической помощи – в 2,9 раза, по стационарной помощи – в 2,5 раза, по стационарозамещающей помощи – в 2,1 раза, что можно расценить как положительную тенденцию. При проведении проверки 4 муниципальных и 2 областных лечебно-профилактических учреждений подтверждено, что при оказании стационарной помощи больные полностью обеспечены полноценным питанием и лекарственными средствами, приобретаемыми за счет лечебных учреждений в рамках реализации Программы.
Анализ показал, что размер подушевого норматива в расчете на одного жителя области в номинальном выражении ежегодно возрастает. Так, в 2004 году фактический норматив увеличился по сравнению с 2001 годом в 2,1 раза и составил 1946,9 руб. на 1 человека, в том числе за счет бюджетных средств – 871,8 руб., (рост к уровню 2001 года в 1,4 раза), за счет средств ОМС – 1075,1 руб. (рост к уровню 2001 года – в 3,4 раза). За период 2001 – 2004 г.г. финансовая структура фактического показателя областного подушевого норматива изменилась в сторону сокращения доли бюджетного финансирования. Так, в 2004 году бюджетные средства составляли 44,8 %, средства ОМС – 55,2 % - (в 2001 году бюджетные средства – 65,1 %, средства ОМС – 34,9 %). Таким образом, следует отметить, что экономический эффект при реализации Программы не достигнут - утвержденный размер норматива в 2004 году составил лишь 83,1 % от расчетного уровня и, по-прежнему не соблюдена пропорция подушевого финансового норматива между расходами за счет средств бюджетов всех уровней (30%) и за счет средств обязательного медицинского страхования (70%).
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2005/898.html