В марте – апреле 2005 года Счетной палатой Владимирской области был проведен аудит эффективности использования средств консолидированного бюджета Владимирской области на реструктуризацию сети лечебно-профилактических учреждений и оптимизацию ресурсов здравоохранения Владимирской области в Киржачском, Меленковском и Судогодском районах.
В результате проведенного аудита установлено, что организационная структура здравоохранения Владимирской области до 2000 года не обеспечивала сбалансированность всех видов медицинской помощи и оптимизацию бюджетных расходов. В целях преодоления диспропорции департаментом здравоохранения администрации Владимирской области (далее – Департамент) были приняты меры для организации процесса реструктуризации сети муниципальных лечебно-профилактических учреждений, активно проводящейся с 2000 года на основании планов, ежегодно разрабатываемых в муниципальных образованиях. При этом следует отметить отсутствие комплексного подхода к вопросу реорганизации системы муниципального здравоохранения, так как при ее проведении прежде всего учитывались экономические показатели без оценки социальных последствий. Это привело к тому, что, например, в Меленковском районе основная часть мероприятий по изменению структуры учреждений здравоохранения была осуществлена в 2003 – 2004 г.г. и повлекла за собой резкое сокращение численности медицинского персонала (122 человека), при этом не был продуман вопрос их дальнейшего трудоустройства.
В ходе реструктуризации коечного фонда лечебно-профилактических учреждений в 2000 – 2004 г.г. число коек круглосуточных стационаров сократилось на 20,5 %. Объем высвободившихся денежных средств при этом оценочно составил 103,4 млн. руб. Одним из основных направлений проводимых структурных преобразований являлась реструктуризация сельского здравоохранения. Например, вследствие понижения статуса лечебно-профилактических учреждений происходила замена стационарной помощи - амбулаторно-поликлинической. Так, за период 2000 – 2004 г.г. в целом по области количество сельских больниц вследствие перевода их в статус врачебных амбулаторий сократилось на 40,6 %, количество врачебных амбулаторий вследствие их перевода в статус фельдшерско-акушерских пунктов сократилось с на 14,9 %, количество фельдшерско-акушерских пунктов - на 1,6 %.
Кроме того, в рамках реструктуризации проводилась работа по выведению непрофильных социальных коек, функционирующих в лечебно-профилактических учреждениях, в отделы социальной защиты администраций муниципальных образований. Таким образом, количество коек сестринского ухода, предназначенных для обслуживания престарелых граждан и инвалидов и финансируемых из средств муниципальных бюджетов, за период 2000 – 2004 г.г. на 55,4 %, экономия средств муниципальных бюджетов при этом составила 14,0 млн. руб. Данный вид реструктуризации позволил частично трудоустроить во вновь созданные социальные учреждения медицинский персонал, сокращенный в сельских участковых больницах.
В ходе проверки установлено, что за 4 года проводимой реструктуризации социальный эффект не достигнут. За период 2000 – 2003 г.г. наблюдалась отрицательная динамика по основным показателям здоровья населения области: общая смертность на 1000 населения за указанный период возросла на 11,3 %, естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) возросла на 1,8 %, общая заболеваемость на 1000 населения за указанный период возросла на 9,4 %. При этом, в 2004 году плановые показатели по предоставлению стационарной помощи, установленные Программой государственных гарантий предоставления гражданам Владимирской области бесплатной медицинской помощи, муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями по-прежнему не исполнены. Так, несмотря на сокращение коечного фонда, в 2004 году в Киржачском районе по круглосуточной стационарной помощи исполнение составило 96,8 % от плановых показателей, в Меленковском районе – 93,7 %.
Вследствие сокращения количества круглосуточных стационаров в сельских участковых больницах, отсутствия узких врачей - специалистов сельское население вынуждено обращаться для получения медицинской помощи в центральные районные больницы. При этом оказание медицинской помощи сельскому населению затруднено по причине отсутствия нормального транспортного сообщения с некоторыми отдаленными населенными пунктами (по проверенным муниципальным образованиям их количество составляет порядка 10 %). Кроме того, вследствие невысоких доходов сельского населения (средняя заработная плата в сельской местности по области в 2004 году – 3574,3 руб.), оплата поездок в районный центр служит препятствием для получения медицинской помощи.
Общий объем расходов на обеспечение деятельности муниципальных лечебно-профилактических учреждений за период 2000 – 2004 г.г. возрос в 2,9 раза и составил в 2004 году 1641126,4 тыс. руб. Однако реального высвобождения на укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений финансовые потоки направлены не были. Материально-техническая база поверенных районных учреждений здравоохранения находится в неудовлетворительном состоянии, здания и сооружения нуждаются в текущем и капитальном ремонте, многие здания находятся в аварийном состоянии, отсутствует система водоснабжения, отопления, канализации. Часть из них после проведения реструктуризации учреждений остается неиспользованной, при этом лечебное учреждение вынуждено оплачивать расходы по его содержанию, что является неэффективным использованием средств муниципального бюджета. Так, объем неэффективных расходов Киржачской центральной районной больницы по содержанию здания профилактория Шелкового комбината (охрана, водоснабжение, канализация, электроснабжение), переданного на баланс больницы, в 2003 – 2004 г.г. составил 214,6 тыс. руб.
Оборудование проверенных лечебно-профилактических учреждений неоднократно выработало свой ресурс и морально устарело, 60 % всего оборудования имеет 100 % износ, что приводит к снижению эффективности лечебно-диагностического процесса и качества оказания медицинской помощи.
Особое внимание было уделено вопросу транспортного обеспечения лечебно-профилактических учреждений. Автомобильный парк лечебно-профилактических учреждений проверенных муниципальных образований находится в неудовлетворительном техническом состоянии, порядка 70 % всех автомашин выработали свой ресурс, имеют 100 % износ. Некоторые врачебные амбулатории не имеют в своем распоряжении автотранспорта, что затрудняет, а в некоторых случаях, делает невозможным выезды фельдшерской бригады в отдаленные населенные пункты, не имеющие лечебно-профилактического учреждения, с целью проведения профилактических и консультативных осмотров сельского населения. Наиболее остро стоит проблема с наличием специализированного автотранспорта в отделении «Скорой помощи».
Аннина Т.Ю.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2005/901.html