2005

13 апреля 2005 года

Пресс-релиз о работе Счетной палаты Владимирской области в 2004 году и I квартале 2005 года

Работа Счетной палаты в 2004 году осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Владимирской области, который в основном выполнен.

В 2004 году коллегией Счетной палаты рассмотрено 111 вопросов по основной деятельности, что на 56% больше, чем в предыдущем году, в том числе 38 вопросов по результатам контрольных мероприятий, 31 - по контролю за реализацией ранее принятых коллегией решений, 42 заключения.

Экспертно-аналитической оценкой планирования и отчета об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования охвачены все доходные статьи и разделы функциональной классификации расходов. Установлено занижение доходов и завышение расходов бюджетной системы области оценочно, соответственно, более чем на 180 и 160 млн. руб.

Проведенными в течение года контрольными мероприятиями охвачено 127 объектов. Установлено, что 56699,4 тыс.руб. использовано с нарушением действующего законодательства, в том числе 5459,1 тыс.руб. - нецелевое использование средств. Во исполнение решений коллегии Счетной палаты объектами контроля восстановлены бюджетные средства и имущество на сумму 3939,5 тыс.руб., сокращены расходы на 1609,3 тыс.руб.

Из 158 предложений, направленных высшим должностным лицам исполнительной власти по результатам контрольно-аналитических мероприятий, реализовано 74. Из 83 предложений, направленных органам местного самоуправления, реализовано 47.

В прошедшем году Счетной палатой подготовлены экспертные заключения на 8 областных целевых программ общей стоимостью 74,2 млн.рублей, регулирующих отношения в сферах обеспечения жильем молодых семей, развития туризма, охраны материнства и детства, поддержки малого предпринимательства, улучшения условий труда, развития службы скорой медицинской помощи.

В заключениях было отмечено, что цели и конечные результаты программ не сформулированы в виде четких критериев и количественно измеримых показателей не только социальной, но и экономической эффективности, а также не содержат системы оценки их достижения.

Значительное внимание Счетной палатой уделяется вопросам, связанным с управлением государственным имуществом Владимирской области. Так, в ходе анализа законности и эффективности проведения приватизации государственного имущества во Владимирской области за период 1993-2003 годы был сделан вывод, что цели, указанные в Государственных программах приватизации и Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, в целом не достигнуты. Процесс приватизации не привел к росту эффективности производства в области и улучшению финансового положения предприятий, а также не сопровождался решением социальных проблем. Улучшения материального положения рядовых граждан после приватизации также не последовало.

По итогам проверки целевого и эффективного использования средств областного целевого территориального дорожного фонда за 2002-2003 г.г., направленных на реконструкцию моста через реку Клязьма (г. Владимир), было установлено, что финансирование работ осуществлялось за счет средств областного целевого территориального дорожного фонда в соответствии с техническими условиями, представленными собственниками коммуникаций (ОАО «Электросвязь», Трест «Владимиргоргаз», ФГУП РТРС «Владимирский ОРТПЦ», ОАО «Городской узел связи г. Радужный», ОАО «Ростелеком») без привлечения их собственных средств.

При этом допущено неэффективное использование бюджетных средств муниципальным унитарным предприятием «Владстройзаказчик» на общую сумму 1796,1 тыс.руб. Последним необоснованно были оплачены расходы на добровольное страхование работников ОАО «Гипросвязь» на сумму 603,5 тыс.руб., на временные здания и сооружения на сумму 572,7 тыс.руб., на непредвиденные расходы на сумму 619,2 тыс.руб.

Счетная палата предложила департаменту транспорта и дорожного хозяйства совместно с администрацией г.Владимира, провести работу по передаче на баланс МУП «Дорожник» фактических затрат по реконструкции моста, инициировать пообъектную передачу собственникам коммуникаций, проходящих по мосту, возмещению расходов областного бюджета, направленных на замену данных коммуникаций.

При проверке использования средств областного целевого бюджетного территориального дорожного фонда в 2003-2004 г.г. на приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети муниципальных образований для проезда транзитного транспорта установлено следующее. Несмотря на то, что основные положения проекта строительства Лыбедской магистрали утверждены Постановлением Губернатора Владимирской области от 29.12.2003 года № 641, до настоящего времени не урегулированы вопросы обоснованности размещения и строительства на пути предполагаемого прохождения магистрали центра по продаже автотранспорта «ГРАМАДА», здания торгового центра «Променад» (в районе Садовой площади). Кроме того, законсервированная строительная площадка (от пл.Фрунзе до ул.Ерофеевский спуск) представляет собой полигон по складированию грунта и строительного мусора, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны администрации города Владимира за состоянием объекта и, как следствие, неэффективном использования бюджетных средств оценочно на сумму 1,8 млн.руб.

В 2004 году Счетной палатой Владимирской области при проведении контрольных мероприятий приоритетное значение уделялось оценке эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Владимирской области в части реализации мероприятий по обеспечению населения области жилищно-коммунальными услугами, контролю за использованием бюджетных средств, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство области, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях, обоснованности ценового регулирования тарифов на отпускаемую тепловую энергию.

В целом проведенные мероприятия позволили обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона 2003-2004 г.г. на территории Владимирской области, что, в свою очередь, позволило сэкономить бюджетные средства на возможное финансирование расходов по ликвидации последствий аварий, других чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ оценочно в сумме 25-30 млн.руб., обеспечить муниципальные образования топливом к отопительному сезону 2004-2005 г.г.

Вместе с тем, по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2004 году в округах Вязники и Муром, Гусевском, Ковровском, Судогодском районах был выявлен ряд недостатков, не позволяющих обеспечить качественное оказание жилищно-коммунальных услуг населению. Так, при выделении значительного объема бюджетных средств на финансирование расходов в сфере ЖКХ, в этих территориях отсутствует система контроля качества нефтепродуктов, поставляемых для государственных и муниципальных нужд.

Такая ситуация привела к излишним затратам при использовании некачественного мазута на сумму в 13,8 млн.рублей.

При проведении контрольно-аналитических мероприятий нами обращено внимание на проблемы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Существующая диспропорция в уровне тарифов на жилищно-коммунальные услуги, зачастую даже в границах одного населенного пункта, не способствует осуществлению эффективных мер социальной поддержки населения, эффективному использованию бюджетных ресурсов на ЖКХ.

Только за 2004 год тарифы на отопление возросли от 8 % (МП ЖКХ пос.Мезиновский Гусь-Хрустального района) до 43 % (г.Собинка), на горячее водоснабжение - от 12 % (МП ЖКХ пос.Оргтруд Камешковского района) до 69 % (МУП «Тепловые сети» округ Вязники).

С января 2005 года тарифы на теплоэнергию возросли от 7,5 % (Горкинское УМП ЖКХ Киржачского района) до 80,3 % (ОАО «Ковровхлебопродукт»).

В связи с этим в настоящее время сотрудниками Счетной палаты проводятся мероприятия в Гусь-Хрустальном, Судогодском м Селивановском районах по оценке эффективности реализации органами госвласти и местного самоуправления функций регулирования тарифов на тепловую энергию.

Значительное внимание уделялось проверкам расходования бюджетных средств на социальные нужды. Так, анализ реализации предусмотренных законодательством льгот по обеспечению бесплатными лекарственными средствами льготных групп населения, а также обоснованности направления расходов областного бюджета на закупку медикаментов для учреждений здравоохранения показал, что в 2003 году потребность в средствах на предоставление льгот ветеранам была обеспечена на 31%, инвалидам на 18,8% по причине несбалансированности необходимого объема отпуска льготных лекарственных средств и направляемым из федерального бюджета в областной бюджет объемом средств.

В условиях ограниченных финансовых возможностей органами исполнительной власти области принимались все меры к своевременному и полному направлению бюджетных средств на льготное лекарственное обеспечение. Субсидии из областного бюджета на оплату льгот по лекарственному обеспечению инвалидов в 2003 году составили 64567,1 тыс.руб. и с учетом средств местных бюджетов (2247,9 тыс.руб.) позволили воспользоваться льготами 51,8% инвалидов.

Субсидии из областного бюджета на оплату льгот по лекарственному обеспечению ветеранов в 2003 году составили 36624,6 тыс.руб., средства местных бюджетов - 504,0 тыс.руб. При этом удовлетворена потребность всех ветеранов, обратившихся за льготными медикаментами.

В феврале 2005 года Счетной палатой был проведен анализ замены натуральных льгот денежной компенсацией, введенной Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, и оценка расходов бюджета Владимирской области на его реализацию. Особое внимание было уделено льготному лекарственному обеспечению. По результатам проведенного анализа сделаны следующие выводы:

  • действующий механизм реализации не предусматривает управление процессом органами исполнительной власти, тем самым лишает их возможности осуществлять контроль и оказывать влияние на его регулирование, в том числе на выполнение обязательств всеми сторонами, занимающимися льготным лекарственным обеспечением;
  • схема реализации закона такова, что вызывает среди населения недовольство и социальную напряженность;
  • региональный поставщик не выполняет свои обязательства. При этом документы, подтверждающие выбор на конкурсной основе в качестве поставщика ЗАО «Центр внедрения «Протек» - отсутствуют. За два месяца 2005 года заявленная потребность в лекарственных средствах обеспечена поставщиком всего на 20%, из общего перечня медикаментов в аптеки поставлено 130 торговых наименований или лишь 7,2% от их общего числа, в марте – не более 16%. В результате этого наблюдается списание аптеками необеспеченных лекарствами рецептов;
  • цены на льготные лекарства, поставляемые ЗАО «Центр внедрения «Протек», по многим позициям превышают от 2% до 80% цены на аналогичные препараты, реализуемые через розничную торговлю;
  • ожидаемый объем средств федерального бюджета в сумме 715,3 млн.руб., предусмотренный на льготное лекарственное обеспечение получателей социального пакета во Владимирской области, при условии сохранения сложившейся в области в январе - феврале 2005 года потребности в средствах в размере 183,9 млн.руб. в месяц, позволит обеспечивать данную меру социальной поддержки лишь в течение 4 - 6 месяцев.
  • для оформления рецептурных бланков по льготным медикаментам в лечебных учреждениях введены дополнительно 72,5 ставки медицинского персонала, расходы по содержанию которых легли на областной фонд ОМС. В то же время это федеральные полномочия, но их финансирование в федеральном бюджете не было предусмотрено.

Кроме проблем лекарственного обеспечения, был проведен анализ достаточности средств федерального бюджета на реализацию Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ по другим его положениям. По результатам анализа был сделан вывод о том, что недостаток средств федерального бюджета для реализации на территории области названного закона по оплате услуг ЖКХ льготникам, проживающим во Владимирской области, составляет 176,5 млн.руб. или 38,5% от утвержденного объема. При этом анализ показал, что при утвержденном объеме средств федерального бюджета на оплату услуг ЖКХ в 2005 году на одного льготополучателя приходится по 221,2 руб. в месяц. Фактически, на начало 2005 года стоимость 50% оплаты жилищно-коммунальных услуг по Владимирской области, предусмотренная Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», составляет 300 руб. в месяц на одного человека.

Кроме того, утвержденный объем средств на компенсационные выплаты лицам, награжденным знаком «Почетный донор России», в сумме 39,2 млн.руб. позволит обеспечить ежегодные выплаты 8548 донорам в размере 4,6 тыс.руб. или 77 % против законодательно утвержденной суммы 6,0 тыс.руб.

В I квартале т.г. проведен анализ порядка формирования и поступления в областной бюджет отчислений ОАО «Владимирэнерго» в 2004 году, направляемых на возмещение расходов, связанных с реализацией областной целевой программы «Энергосбережение и повышение надежности энергосбережения в сферах производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов на период до 2010 года». По результатам проверки был выявлен ряд недостатков, не позволивших осуществить в полном объеме консолидацию в областном бюджете средств в сумме 60000,0 тыс.руб. и, соответственно, выполнить запланированные мероприятия. Из предусмотренных 60000,0 тыс.руб. в обл.бюджет было зачислено только 10000,0 тыс.руб.

В настоящее время осуществляются аудит эффективности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ, по реализации адресной инвестиционной программы, анализ динамики задолженности по заработной плате организаций и предприятий области и оценка ее влияния на поступление в доходную часть бюджета налога на доходы физических лиц и ряд других контрольно-аналитических мероприятий.

В соответствии с планом работы будут продолжены мониторинг реализации закона о монетизации льгот, контроль за эффективным использованием бюджетных средств на подготовку к отопительному сезону, оказанию бесплатной медицинской помощи, профилактику наркомании и целому ряду других социально значимых проблем.



Счетная палата Владимирской области

Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2005/906.html