2006

28 декабря 2006 года

Информация по результатам проверки полноты поступления, целевого и эффективного использования бюджетных средств, направляемых на поддержку АПК в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК"

По результатам контрольно-аналитических мероприятий установлено следующее.

С 1 января 2006 года во Владимирской области осуществляются мероприятия по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" (далее - Проект). Актуальность реализации Проекта во Владимирской области обусловлена недостаточной фондовооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов сельскохозяйственных организаций.

Основными мероприятиями по реализации направлений Проекта "Ускоренное развитие животноводства" и "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" является возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями на развитие животноводства и малых форм хозяйствования.

Вместе с тем, действующий механизм привлечения долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) наиболее привлекателен для финансово стабильных, крупных сельскохозяйственных организаций. Кредитными организациями при рассмотрении заявок хозяйств на получение кредитов в рамках Проекта, 34 хозяйствам (59% от количества первоначально заявленных) было отказано в получении кредитов в связи с признанием их финансово неустойчивыми и неспособными обеспечить своевременный возврат кредита. Условиями реализации проекта фактически исключена возможность участия недостаточно финансово стабильных хозяйств, т.к. в области не предусмотрено создание за счет средств бюджета залогового фонда, а также выдача гарантий для обеспечения возможности получения льготных кредитов более широким кругом хозяйств.

Неслучайно, объем средств, предусмотренный для субсидирования процентных ставок по кредитам полученным в рамках Проекта, в связи с неполучением сельхозтоваропроизводителями всех форм хозяйствования кредитов в запланированных размерах, сокращен по средствам федерального бюджета с 80230,0 тыс.руб. до 42225,0 тыс.руб. (на 47,4%), по средствам областного бюджета с 30000,0 тыс.руб. до 14400,0 тыс.руб. (на 52%).

Фактически в 2006 году на указанные цели направлено 30539,0 тыс.руб. или всего 54% от планового объема средств, в том числе за счет средств федерального бюджета - 20995,0 тыс.руб., областного - 9544,0 тыс.руб.

Следует отметить, что по некоторым сельхозпредприятиям, участникам Проекта, прогнозируется невозможность своевременного возврата инвестиционного кредита. Так, анализ возможностей ООО СПК "Шихобалово" Юрьев-Польского района показал, что наиболее оптимальный срок возврата инвестиционного кредита оценивается в 13 - 15 лет. Аналогичная ситуация не позволила в 2006 году участвовать в Проекте ООО "Племзавод "Пролетарий" Вязниковского района.

В ходе проверки установлено, что в 2006 году ассигнования на реализацию Проекта предусмотрены в сумме 69125,0 тыс.руб. (49725,0 тыс.руб. - за счет средств федерального бюджета, 19400,0 тыс.руб. - областного бюджета), в том числе по основным направлениям Проекта:

  • "Ускоренное развитие животноводства" - 48630,0 тыс.руб.;
  • "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" - 7995,0 тыс.руб.;
  • "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе" - 12500,0 тыс.руб.

Оценка исполнения контрольных показателей, установленных для Владимирской области на 2006 год, показала возможность их реализации по производству мяса на 96,3%, молока - на 110,5%, что позволяет оценить деятельность департамента на первоначальном этапе реализации Проекта как удовлетворительную.

В рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК", во Владимирской области предусматривается возможность закупки племенного скота, техники и оборудования для животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга). Однако данное направление фактически не реализуется. Это обусловлено тем, что ОАО "Росагролизинг" предлагается приобретение оборудования для животноводства с удорожанием на 22,5% от первоначальной (закупочной) цены, техники - от 16,7% до 53,2%, племенной продукции - на 11,5%.

Следует отметить, что по состоянию на 01.12.2006 через ОАО "Владагролизинг", уставный капитал которого за период с 2004 - 2006 гг. увеличен до 62794,0 тыс.руб., сельхозтоваропроизводителям Владимирской области только в 2006 году поставлено сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму 41513,2 тыс.руб., в том числе сельхозорганизациям -участникам Проекта - на 6538,0 тыс.руб., при этом племенной скот не поставлялся. Вместе с тем, приобретение сельскохозяйственной техники за счет ОАО "Владагролизинг" не включено в комплекс мероприятий по реализации Проекта, что снижает возможности сельхозпредприятий в техническом переоснащении и приобретении племенного скота. Кроме того, областным бюджетом на 2007 год расходы на увеличение уставного капитала ОАО "Владагролизинг" не предусмотрены.

Слабая залоговая база личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, при обеспечении исполнения обязательств по кредитным договорам, заключенным с кредитными организациями, является одной из причин недостаточной реализации Проекта в части направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе". При этом, одними из основных причин отказа граждан, ведущих личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, являются отсутствие документального подтверждения права собственности залогодателя на предмет залога и превышение стоимости залога над задолженностью по кредиту (сумма кредита, плюс проценты) не менее чем в 1,3 раза.

В связи с тем, что средства на реализацию третьего направления Проекта "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе" в областном бюджете были предусмотрены только в октябре 2006 года финансирование мероприятий по приобретению (строительству) жилья, по состоянию на 23.11.2006, не осуществлялось.



А.Ф. Манов

Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2006/912.html