200927 ноября 2009 годаО проверке соблюдения бюджетного законодательства по формированию доходов бюджетов муниципальных образований за счёт развития туризма и сопутствующих сфер деятельностиПроверка показала, что туристская отрасль во Владимирской области развивается динамично. Показателем развития туризма в муниципальных образованиях, как в целом по области, является количество туристов и экскурсантов – рост за 3 года составил 128%, объём туристских услуг - 232%. Также показателем развития является номерной фонд коллективных средств размещения туристов, рост показателя за 3 года - 155,2%. Вместе с тем, реализуемые органами местного самоуправления меры не позволили в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программой развития туризма на 2005 -2009 гг. «Малое Золотое кольцо Владимирской области», утвержденной Законом Владимирской области от 30.12.2004 № 263-ОЗ, в том числе по развитию системы государственного регулирования туристской деятельности, развитию мелкого и среднего предпринимательства в сфере туризма, стимулированию развития материально-технической базы туризма, а также по формированию системы развития туризма в территориях. Так, проверка в муниципальных образованиях области выявила общие проблемы в управлении развитием туризма в территориях:
Анализ правовых актов, устанавливающих в территориях сбор местных налогов показал, что налоговые льготы по местным налогам туристическим агентствам, предприятиям в 2008-2009 годах ни в одном муниципальном образовании не предоставлялись. Проверка в Гороховецком районе показала, что Уставом города Гороховец не предусмотрено реализация полномочий в сфере туризма, соответственно мероприятия в сфере туризма не проводятся. Это привело к тому, что прилагающая территория возле культурно-исторических и рекреационных объектов не благоустроена. Администрацией Гороховецкого района не проводились мероприятия, предусмотренные областной программой «Малое Золотое кольцо Владимирской области», в т.ч. направленные на создание условий для продажи сувенирной продукции, проведение информационных дней для журналистов, рекламных туров. Проверка в Суздальском районе показала, что в рамках программы развития туристического сервиса на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг – церковь Покрова на Нерли» не реализованы мероприятия в сфере туризма, в том числе такие как организация спортивных площадок, пунктов проката спортинвентаря, атрибутов отдыха, организация работы летних кафе. Проверка управленческой деятельности администрации Суздальского района в части развития туризма показала, что возложенные функции исполняются не в полном объеме, при этом не проводятся социологические экспертизы в сфере туризма района, анализ спроса и удовлетворенности населения услугами туризма, анализ потребности в специалистах. Программа развития туризма администрацией Суздальского района как самостоятельно, так и совместно с органами местного самоуправления поселений не разрабатывалась. При этом, значительные объемы доходов от субъектов туристической индустрии города Суздаль поступают в бюджет Суздальского района и, оценочно, в 2008 – 2009 годах составили 11000,0 тыс.руб. Проверка эффективности развития партнёрских связей показала, что представители администрации города Суздаль проводили соответствующую работу, а также участвовали в деятельности «Ассоциации малых туристских городов». При этом эффективность данных мероприятий мала - в течение 2008 - 2009 годов из городов-партнеров посетили город Суздаль только 32 туриста. Администрациями Суздальского, Гороховецкого районов, округа Муром мероприятия с городами партнерами в сфере туризма не проводились. Отмеченные проблемы, в том числе являются следствием того, что в регионе не реализованы меры по созданию единой концепции учета показателей туристического развития муниципальных образований, а также расходования средств на поддержку туризма; разработке комплекса типовых мероприятий по поддержки и развитию туризма и механизмов их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований уровня муниципального района, городского округа и поселения; созданию информационного обеспечения сферы туризма, в том числе электронного взаимодействия субъектов туристской индустрии, органов государственной власти и местного самоуправления, а также механизм межмуниципального сотрудничества в сфере туризма. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют политику поддержки туризма, а также взаимодействия с субъектами туристской индустрии. При этом, как показала проверка, объем и эффективность проводимых органами местного самоуправления самостоятельных мероприятий крайне низки, собираемая информация не адекватна. Вместе с тем, в муниципальных образованиях в период финансового кризиса наблюдается сокращение расходов на аппарат администраций за счет ликвидации ставок специалистов по туризму (Гороховецкий район – 1 человек), а также отделов, выполняющих функции в сфере туризма (город Суздаль – 2 человека). Проведенный анализ цен на услуги предприятий туристической инфраструктуры показывает, что цены на услуги проживания среднего класса в городе Суздаль составляют 3000 – 4000 руб./сут. на человека, в Гороховце и Муроме 2000 – 3000 руб. При средней заработной плате по региону в сумме 12568,5 руб., по Российской Федерации – 17928,9 руб. (данные за первое полугодие 2009 года) соответствующие цены на услуги проживания для основной части населения страны являются недоступными. Сформированная ценовая политика в туристических городах региона не способствует созданию условий для развития туризма, а также является сдерживающим фактором для увеличения потока туристов. По результатам проверки Счётной палатой предложено администрации Владимирской области:
Кроме того, Счётной палатой предложено органам местного самоуправления муниципальных образований обеспечить реализацию мероприятий по устранению выявленных нарушений и принятию мер по развитию туристической деятельности.
Аудитор А.Ф.Манов |
|