По итогам проведения проверки обращено внимание на низкий уровень планирования доходов от использования имущества, а также продажи материальных и нематериальных активов.
Как показала проверка в о.Муром в течение 2008 года изменения и дополнения в бюджет по доходам от использования муниципального имущества вносились два раза. Вместе с тем, по итогам исполнения бюджета 2008 года доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, исполнены на 119,4% уточненного плана, в том числе: доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, исполнены на 108,1,4% плана, доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена - 140,2% плана, доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – 112,8%.
В 2008 году доходы от продажи материальных активов исполнены на 81,5% плана, в том числе доходы от реализации имущества составили 52,9% плана, доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - 171,3% плана. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности не планировались, однако, исполнение по данному виду дохода по итогам года составило 16408,1 тыс.руб.
О низкой работе КУМИ по планированию доходов от использования имущества и реализации материальных и нематериальных активов на 2009 год свидетельствуют следующие факты. За девять месяцем 2009 года исполнение бюджета о.Муром по доходам, получаемых в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю, составило 100,0%, от перечисления части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – 228,9%, от продажи материальных и нематериальных активов – 28,1%, в том числе: доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности – 8,1% плана, продажи земельных участков, находящихся в собственности о.Муром – 289,1 тыс.руб. (план не устанавливался), продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена – 90,1%.
Проверка в Собинском районе показала, что в течение 2008 года изменения и дополнения в бюджет Собинского района по доходам от использования муниципального имущества вносились четыре раза. В результате план по доходам от имущества увеличен на 819,5 тыс.руб. к первоначально утверждённому или на 7,4%. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов были увеличены по сравнению с первоначально утверждённым объёмом 2,6 раза, в том числе более чем в четыре раза увеличен объём средств от реализации муниципального имущества, в 2,3 раза от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем, по итогам исполнения бюджета 2008 года доходы от продажи материальных активов исполнены на 76,9%, в том числе доходы от реализации имущества составили 88,7% плана, доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности - 73,0 % от плана).
В 2009 году планируемые доходы от продажи материальных и нематериальных активов по сравнению с 2008 годом сократились в 3,6 раза.
В ходе исполнения бюджета в 2009 году планируемый доход от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, утверждён в объеме 971,0 тыс.руб. или сократился относительно первоначально утверждённого в 6,2 раза. За девять месяцев доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности Собинского района исполнены 2,65%плана, что также свидетельствует о необоснованном планирования (завышении) доходов от продажи материальных и нематериальных активов со стороны КУИ.
При исполнения бюджета Собинского района в 2009 год план поступления по доходу от перечисления МУП части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей подлежащей перечислению в бюджет Собинского района, уменьшен в 2 раза и составил 100,0 тыс.руб., что свидетельствует о ненадлежащей работе КУИ Собинского района по планированию данного доходного источника.
В муниципальных образованиях отмечается рост задолженности по арендным платежам на последнюю отчётную дату по сравнению с началом 2009 года. Задолженность по арендной плате за пользование нежилыми помещениями в о.Муром составила 1302,7 тыс.руб. (или рост на 268,6 тыс.руб.), земельными участками – 42350,9 тыс.руб. (рост на 11689,0 тыс.руб.), в том числе в областной бюджет – 8181,2 тыс.руб.
Задолженность по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом Собинского района на 01.10.2009 года составила 245,8 тыс.руб. (на начало года задолженность по арендной плате за пользование муниципальным недвижимым имуществом отсутствовала). Отмечается рост задолженности (на 01.10.2009) по арендным платежам за пользование земельными участками, которая составила 1783,1 тыс.руб. или выросла относительно начало года в 3,6 раза.
В ходе проверки в муниципальных образованиях установлены нарушения в порядке ведения бюджетной отчётности.
По результатам проверки установлены нарушения в порядок ведения Реестра муниципальной собственности, в том числе: ведение Реестра осуществлялось в электронном виде и не дублировалось на бумажном носителе, в реестре муниципальной собственности отсутствует специальный раздел, в котором отражается информация об имуществе казны.
В ходе проверки установлено, что в 2008 – текущем периоде 2009 гг. в муниципальных образованиям не проводились коммерческие конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды нежилых помещений.
В ходе проверки выявлены, факты нарушения действующего законодательства при заключении договоров аренды нежилых помещений, которые не способствуют эффективному управлению муниципальным имуществом, а также увеличению доходной базы бюджета. Установлено, что:
В ходе проверки обращено внимание, что средняя стоимость арендной платы 1 кв.м. в 2009 году в о.Муром составляет 65,1 руб. в месяц, в Собинском районе – 80,0 руб. в месяц.
В 2009 году при расчёте размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности о.Муром, использовался коэффициент роста арендной платы, как и в 2008 году, размере 1,34 или ниже, чем для земельных участков, расположенных на территории округа Муром, государственная собственность на которые не разграничена, в 1,15 раз. Данное обстоятельство привело к не поступлению в бюджет доходов от арендной платы за пользований земельными участками находящимися в собственности о.Муром, оценочно, в размере 1000,0 тыс.руб.
По итогам проверки в о.Муром отмечаются нарушения в порядке формирования и исполнения программы приватизации на 2008 и 2009 годы. В Собинском районе программа приватизации на 2008 год и 2009 год не принимались. При этом, отмечается, что при формировании местных бюджетов на 2008 и 2009 год был нарушен принципа достоверности бюджета, установленный ст.37 Бюджетного кодекса, в части утверждения объёмов доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В ходе проверки проведён анализ мер, принимаемых органами местного самоуправления, направленных на развитие и поддержку предприятий малого и среднего предпринимательства, по результатам которого установлено, что в о.Муром работа по предоставлению муниципальных преференций субъектам малого предпринимательства проводится. В Собинском районе имущественные преимущества субъектам малого и среднего предпринимательства не предоставлялись.
По результатам проверки Счётной палатой предложено администрации Владимирской области поручить департаменту имущественных и земельных отношений оказать органам местного самоуправления Владимирской области методическую помощь в разработке административного регламента предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также муниципальных преференций.
Кроме того, Счётной палатой предложено органам местного самоуправления муниципальных образований о.Муром и Собинский район в целях развития доходного потенциала муниципальных образований, разработки мер по повышению эффективности использования муниципального имущества, собираемости неналоговых доходов местных бюджетов принять правовые акты, регулирующие учёт муниципальной собственности, имущественные и земельные отношения, имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление муниципальных преференций, а также разработать административные регламенты их предоставления.
Аудитор А.Ф.Манов
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2009/959.html