Счётной палатой Владимирской области в соответствии с планом работы на 2009 год проводена проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2008 - 2009 годах в муниципальные образования на реализацию областных целевых программ по обеспечению жильём молодых семей, молодых специалистов на селе, государственных и муниципальных служащих, ветеранов и инвалидов (Петушинский район, Собинский район, о.Муром).
В ходе проведённой проверки было установлено, что органами местного самоуправления Петушинского района, Собинского района и о.Муром допускались нарушения Закона Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части ведения учёта граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того, имело место нарушение стати 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в части признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так, жилищный отдел администрации округа Муром, для постановки граждан на учёт в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, производит оценку всех категорий граждан на предмет возможностей по приобретению жилых помещений за счёт собственных или заёмных средств на предмет признания граждан малоимущими. Кроме того, администрацией Петушинского района установлены требования для участия граждан в мероприятиях по обеспечению жильём муниципальных служащих и работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из местных бюджетов в части признания данной категории граждан малоимущими, что нарушает положения п.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные факты не позволяют гражданам реализовать имеющееся у них, в соответствии с действующим законодательством, право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильём иных категорий граждан, в том числе работников бюджетных учреждений.
Кроме того, органами местного самоуправления Петушинского района, Собинского района и о.Муром допускались нарушения стати 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в части установления показателей размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Также, в ходе проверки установлено, что признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий производится администрациями сельских и городских поселений Собинского района на основании показателя обеспеченности граждан жилой площадью согласно учётной норме, устанавливаемой органами местного самоуправления, что нарушает требования статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В ходе проверки установлено, что администрациями Собинского района и о.Муром не в полной мере осуществляется контроль за расходованием гражданами – получателями социальных выплат на приобретение (строительство) жилья бюджетных средств на этапе заключения договоров приобретения недвижимости. Это приводит к тому, что в ряде случаев жильё приобреталось молодыми семьями без софинансирования с их стороны. Кроме того, были установлены случаи приобретения молодыми семьями и работниками бюджетной сферы в о.Муроме за счёт средств предоставляемых социальных выплат жилья у близких родственников.
Вышеизложенные факты, по мнению Счётной палаты, создают предпосылки для противозаконного и неэффективного, в т.ч. коррупционного использования средств социальных выплат на приобретение жилья.
Необходимо отметить, что документы, представленные отдельными участниками программных мероприятий, не удовлетворяют требованиям, предъявленным п.15 ч.II постановления Правительства от 13.05.2006 №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», а именно отсутствуют подтверждения наличия достаточных доходов или иных денежных средств участников Программы, для оплаты расчётной стоимости жилья, в части, превышающей размер предоставляемой субсидии. Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья администрациями муниципальных образований с нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 №285 увеличивает вероятность возврата свидетельства, по причине невозможности оплаты стоимости приобретаемого жилья без необходимого вложения собственных средств молодой семьей, а, следовательно, к неэффективному использованию бюджетных средств.
Кроме того, отсутствие достаточных собственных средств молодых семей – участников Программы способствует приобретению молодыми семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилой площади меньше нормы, устанавливаемой по району для постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе проверки также установлено, что в 2008 году в Собинском районе имело место приобретение жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилой площади меньше нормы, устанавливаемой органами местного самоуправления.
Материалы проверки рассмотрены на коллегии Счётной палаты, которая предложила органам местного самоуправления Петушинского района, Собинского района и о.Муром обеспечить реализацию мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Аудитор А.Ф.Манов
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2009/960.html