200924 ноября 2009 годаИнформация по результатам проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение занятости населения во Владимирской области, в том числе по областной программе дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Владимирской области в 2009 годуФинансирование расходов на обеспечение занятости в 2009 году осуществляется в рамках долгосрочной целевой Программы содействия занятости населения Владимирской области на 2009-2011 годы (постановление Губернатора области от 07.04.2009 № 258) в сумме 792517,6 тыс.руб. и Областной программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2009 году (постановление Губернатора области от 15.01.2009 № 24) в общей сумме 323457,7 тыс.руб. С учётом расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти в сфере занятости (департамент по труду и занятости населения и территориальные центры занятости населения) общий объём расходов должен составить 1258978,5 тыс.руб. Отмечаем, что указанный объём средств превысил в 3,6 раза ассигнования на сферу занятости в 2008 году. Увеличение ассигнований на сферу занятости обосновано усилением напряжённости на рынке труда во Владимирской области, вызванного проявлениями экономического кризиса. Так, число безработных в октябре 2009 года по сравнению с октябрем 2008 года увеличилось в 2,3 раза или до 24,0 тыс.человек. Изменение реального уровня безработицы, определённого по методологии Международной Организации труда (далее МОТ) (показатель включён в перечень показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) во Владимирской области в августе 2009 года оценивается в 2,5 раза выше уровня регистрируемой безработицы или 9,1% против 3,6%, и на 3,8% превысил средний уровень по ЦФО. Лишь в Брянской (10,5%) и Ивановской (10,8%) областях в этот период уровень регистрируемой безработицы превышал уровень во Владимирской области. Анализ показал, что повысился образовательный уровень регистрируемых безработных граждан. Так, если в октябре 2008 года на долю граждан, имеющих профессиональное образование, приходилось 60% общего количества безработных, в том числе с высшим образованием - 15%, то в октябре 2009 года эти показатели составили соответственно 65% и 17%. Коэффициент напряжённости (соотношение числа безработных на 1 вакансию) за этот же период увеличился с 0,9 до 3,8, при этом 70% заявленных вакансий приходится на рабочие профессии. Мероприятия принятых целевых программ нацелены не на создание новых постоянных рабочих мест, а на реализацию мер по содействию занятости граждан, на защиту от безработицы, на финансовую поддержку работодателя с целью сохранения трудового коллектива и снижение уровня регистрируемой безработицы. Однако, условия финансового кризиса не позволили сдержать безработицу на плановом уровне 7,7% (данный показатель составил 8,2% в феврале 2009 года, 9,9% - в мае и 9,1% - в августе). Превышено на 15,7% против плана среднегодовое число безработных, что составило 69400 человек. Уровень официально регистрируемой безработицы в период с апреля по октябрь 2009 года превышал планируемый Программой содействия занятости предельный уровень (3,5%), среднегодовое число регистрируемых безработных за анализируемый период составило 26095 человек или 96,6% от предельного планового числа. Наибольшее число безработных приходилось на конец марта – 28252 человек, конец апреля – 30036 человек, конец мая – 29437 человек. Вместе с тем, проверка показывает, что за счёт реализации мероприятий Программы содействия занятости с мая 2009 года наметилась некоторая тенденция к снижению числа регистрируемых безработных. Как положительный момент отмечаем, что ряд мероприятий Программы содействия занятости позволит достигнуть (и даже превзойти) отдельные целевые индикаторы и показатели эффективности. Так, объём привлечённых внебюджетных средств на предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения уже за 9 месяцев 2009 года превысил годовой план (33,0 млн.руб.) и составил 36,2 млн.руб. По итогам 9 месяцев 2009 года трудоустроены 2113 человек или 64,1% от числа закончивших обучение (план на год 83,5%); 30922 человека или 88,3% от плана получили услуги по профориентации и психологической поддержке. Нацеленность на поддержку работодателя с целью сохранения трудового коллектива и снижения уровня регистрируемой безработицы нашла отражение в Областной программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2009 году (далее - Областная программа). Проверка показала, что мероприятия Областной программы позволили избежать роста количества безработных на 28,3 тыс.человек, которым в той или иной форме была сохранена работа, в том числе за счёт профессионального переобучения. За счёт заключения 316 договоров с 257 предприятиями на общественные работы были трудоустроены 24900 человек, на временные работы - 4466 человек, на прохождение стажировки - 305 человек. В целях реализации программных мероприятий по развитию самозанятости заключено 392 договора с безработными гражданами по содействию развитию малого предпринимательства или 98% от плана. В соответствии с заключёнными договорами в январе-сентябре 2009 года 365 безработных граждан оформили документы на право заниматься предпринимательской деятельностью и получили субсидию в размере 58800 рублей на человека на общую сумму 21462,0 тыс.руб. При проверке было отмечено неисполнение Областной программы по оказанию адресной поддержки 100 человек по переезду для трудоустройства в ОАО «Стеклохолдинг» г.Гусь-Хрустальный. При этом 5020,0 тыс.руб. за январь-сентябрь 2009 года не освоены. Указанное предприятие само высказало желание участвовать в этом мероприятии, однако не создало условий для реального привлечения работников (при обращении не был подтверждён обещанный уровень заработной платы, не созданы условия проживания и т.д.).
Аудитор Т.Ю.Аннина |
|