200929 июля 2009 годаИнформация для СМИ по результатам проверки обеспечения лекарственными средствами отдельных категорийПроверка эффективности расходования бюджетных средств, выделенных во Владимирской области в 2009 году на обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан показала, что объём средств федерального бюджета, которым может располагать в 2009 году Владимирская область для лекарственного обеспечения федеральных льготополучателей, составляет 353244,3 тыс.руб., из них 82300,9 тыс.руб. полученные, но не использованные в 2008 году средства. Реализация полномочий по организации обеспечения граждан, имеющих право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами (в Федеральный регистр включены 36273 человека или 9,8% от общей численности), осуществляется департаментом здравоохранения, которым размещены заказы на поставку лекарственных средств, заключены 1314 государственных контрактов, организовано обеспечение населения лекарственными средствами. Управление указанными средствами департамент здравоохранения осуществлял через распределение закупленных лекарств между муниципальными образованиями пропорционально численности льготополучателей. Однако, распределение средств между муниципальными образованиями осуществляется департаментом здравоохранения без учёта нозологических форм заболеваний льготополучателей (например, фактическая потребность онкобольных в лекарствах может составлять от 9 до 200 тыс.руб. в месяц, инсулинозависимых диабетиков – от 3 до 10 тыс.руб.). Данный подход нельзя признать рациональным и эффективным, поскольку такое распределение привело в 2008 году к наличию остатков невостребованных лекарств в ряде муниципальных образований (по состоянию на 08.05.2009 - на общую сумму 1323,0 тыс.руб.). Если в среднем по области федеральные субвенции позволяют в 2009 году обеспечить потребность в лекарственных средствах федеральных льготополучателей на 47%, обеспеченность по г.Владимиру составляет 33%, по г.Коврову – 20%. В отсутствие необходимого объёма средств на медикаменты для федеральных льготополучателей для их обеспечения нецелевым образом отвлекаются средства субвенции областного бюджета, предназначенной на лекарства для региональных льготополучателей, что является нарушением ст.57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области». Так, за январь-июнь 2009 года на лекарственное обеспечение 6344 федеральных льготополучателей направлено 15932,4 тыс.руб. субвенции областного бюджета (в том числе по г.Владимиру – 3830,1 тыс.руб., по г.Коврову - 1561,6 тыс.руб.). При проверке использования средств субвенции областного бюджета было установлено несоответствие постановления Губернатора области от 22.03.2002 № 124 - Постановлению Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 в части установления предельной торговой надбавки на лекарственные средства для отпуска по региональной льготе. Так, Постановление Правительства № 782 определяет, что предельная торговая надбавка в размере 20% и 25% устанавливается к цене производителя, а постановление Губернатора области № 124 позволяет устанавливать предельную торговую надбавку также и к цене первого оптового поставщика, чем созданы предпосылки для развития коррупции. Проверка показала, что на практике в протоколе цены на лекарственные средства указывается последний оптовый продавец, что позволяет иметь неограниченное количество посредников, совокупную торговую надбавку которых невозможно проконтролировать. Данные факты выявлены при проверке ценообразования на льготные лекарства в ООО «Медилон-Фармимэкс», у которых торговая надбавка на отдельные препараты достигает 70%. При этом Счётной палатой зафиксировано, что в 2008 году – первом полугодии 2009 года департаментом цен и тарифов проводились проверки только оптовых и розничных надбавок на лекарства в коммерческой продаже. Правильность установления торговой надбавки при формировании цены на лекарственные средства, финансируемые за счёт средств бюджета, не проводились. Таким образом, в области созданы условия для практически бесконтрольного использования бюджетных средств на финансирование льготных лекарств. При этом в виде торговых надбавок из бюджета было направлено более 105 млн.руб. поставщикам лекарственных средств. О необходимости налаживания должного контроля за использованием средств областной субвенции на закупку лекарств для региональных льготополучателей свидетельствуют нарушения и недостатки, выявленные Счётной палатой. Так, в г.Коврове обнаружены факты выписки в 2008 году фиктивных рецептов на лекарственные препараты на сумму 42,8 тыс.руб., чем искажены итоги инвентаризации лекарственных средств, закупленных по государственным контрактам в 2008 году, проведённой в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2008 № 01И-832/08 «О проведении инвентаризации остатков лекарственных средств в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами», что подпадает под действие ч.1 ст.327 Уголовного кодекса РФ. В г.Владимире в нарушение требований п.10 постановления Губернатора области от 21.01.2005 № 22 применяется схема использования средств областной субвенции через муниципальные конкурсы, которыми определялась не аптека, а поставщик лекарственных средств, при этом цена на препараты в муниципальных контрактах не фиксировалась. В г.Владимире и в г.Коврове в нарушение требований ст.9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ условия контракта неоднократно изменялись по заявкам главных врачей лечебных учреждений, а полный предметно-количественный учёт исполнения обязательств имеется только у поставщиков лекарственных средств. При этом поставщики бесконтрольно изменяют цены на лекарства, финансируемые за счёт бюджетных средств. В ходе проверки проведён опрос 282 федеральных и региональных льготополучателей на предмет удовлетворённости системой льготного лекарственного обеспечения. В целом льготополучатели (особенно федеральные категории) скорее не удовлетворены системой лекарственного обеспечения. При этом 83,3% от числа опрошенных указали, что им выписывают не все требуемые лекарства, в связи с чем 77,7% респондентов вынуждены их покупать. Качеством услуги выписки рецептов в поликлиниках удовлетворены только 16%, остальных процедура обращения в поликлинику за выпиской рецептов не устраивает (56,7% отметили долгое ожидание в очереди, 42,9% - отсутствие необходимых лекарственных средств для выписки врачом, 39,4% - необходимость посещать несколько кабинетов для получения рецепта).
Т.Ю.Аннина |
|