2011

17 мая 2011 года

Информация по результатам проверки эффективности использования объектов лесного фонда территории Владимирской области при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

В феврале-марте 2011 года проведена проверка эффективности использования объектов лесного фонда территории Владимирской области при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В целях нормативного обеспечения отбора инвестиционных проектов на территории области принята нормативная правовая база, регламентирующая порядок отбора заявок, утверждён состав комиссии по отбору заявок. Однако в составе нормативных правовых документов отсутствует положение о работе Комиссии. Порядком отбора заявок не предусматривается процедура организации контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее ПИП), что привело к несогласованности данных, представляемых в отчётах о ходе реализации ПИП. Кроме того, не предусматривается проведение проверок фактического положения дел в части выполнения обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры на месте реализации. Проверки осуществляются камерально на основе представляемых отчётов. Это свидетельствует о не выполнении комитетом по промышленной политике и науке администрации Владимирской области (далее Комитет) в полном объёме возложенных на него полномочий по организационному и методическому руководству деятельностью комиссии по отбору заявок (далее Комиссия).

Также проверка показала, что существующий порядок не в полной мере обеспечивает прозрачный и объективный отбор проектов. Так, например, порядок отбора содержит отсылочные нормы к федеральному и региональному законодательству, что затрудняет его понимание, толкование, а, следовательно, и последующее применение. Порядок не предусматривает количественно измеримые значения установленных критериев, что не позволяет оценить представленные заявки и провести объективное сопоставление предлагаемых проектов, что нарушает принцип единообразного подхода к их оценке. Также порядком отбора не предусматривается размещение в СМИ или на официальном сайте информации о поступающих заявках на реализацию ПИП, критериях отбора, лесном ресурсе, предлагаемом для реализации ПИП, решениях об утверждении или отказе в утверждении заявки, о включении в перечень ПИП, что нарушает принцип гласности и открытости принимаемых решений, установленный ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ).

Проверкой установлено, что в Комиссию было подано 3 заявки: ООО «Владимирский ЛПК» (проект с объёмом инвестиций 348,0 млн.руб., лесозаготовки 240,0 тыс.куб.м., сроком окупаемости – 5 лет), ООО «ВладЛесРесурс» (проект с объёмом инвестиций 650,0 млн.руб., лесозаготовки – 250,0 тыс.куб.м., сроком окупаемости - 4,5 года) и ООО «Деревообрабатывающий комбинат» (проект с объёмом инвестиций 300,0 млн.руб., лесозаготовки – 250,0 тыс.куб.м., сроком окупаемости – 2 года). Все проекты направлены на углубленную и безотходную переработку древесины. На каждый проект получены заключения департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее Департамент), комитета по экономической политике администрации Владимирской области. При этом в заключении департамента лесного хозяйства по проектам ООО «ВладЛесРесурс» и ООО «Деревообрабатывающий комбинат» отмечалось о превышении заявленных объёмов заготовки над зарезервированным объёмом под ПИП. При этом, информация о лесном ресурсе, предлагаемом под ПИП, официально направлялась только ООО «Владимирский ЛПК».

Решением Комиссии от 10.03.2009 (протокол от 10.03.2009 № 6/9-пр) заявка ООО «Владимирский ЛПК» была утверждена в качестве ПИП.

Согласно отчётам, бухгалтерской и статистической отчётности ООО «Владимирский ЛПК» по состоянию на 01.01.2011 объём осуществленных им инвестиций за период реализации проекта составляет 221100,0 тыс.руб., создано 5 лесозаготовительных и лесохозяйственных участков, на которых работают 157 человек, уплачено налогов в бюджеты всех уровней на общую сумму 13125,3 тыс.руб., в том числе в областной бюджет – 1613,8 тыс.руб. При этом установлено отклонение в сроках реализации проекта и невыполнение ряда лесозаготовительных, лесовосстановительных работ, предусмотренных договорами аренды (агротехнический уход выполнен в 2010 году на 64,9%, подготовка почвы на будущий год – 79,5%, посев питомников – 33,6%). Перенос сроков реализации проекта связан, в том числе с выявлением несоответствия заявленных характеристик сырьевой базы и санитарного состояния лесных насаждений, представленных Департаментом после утверждения лесного ресурса под ПИП по Меленковскому, Курловскому и Андреевскому лесничествам и поэтому длительным периодом заключения договоров аренды. Это свидетельствует об отсутствии у Департамента объективной информации о лесном ресурсе, находящемся в его управлении.

Также перенос сроков связан с длительной подготовкой ООО «Владимирский ЛПК» проектов освоения лесов по лесным участкам, предоставленным в аренду. Так, например, проект освоения лесов по Гусевскому территориальному отделу Департамента представлен на государственную экспертизу только 28.10.2010 (получил отрицательное заключение), повторно 15.12.2010 (положительное заключение 27.12.2010). Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством арендатор имеет право приступить к использованию лесов (заготовке древесины, проведению лесовосстановительных и других работ) только после предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Однако ни действующим законодательством, ни условиями договоров не установлен срок, в течение которого арендатор разрабатывает и представляет на экспертизу проекты освоения лесов. Длительная подготовка проектов освоения лесов ООО «Владимирский ЛПК» может свидетельствовать о незаинтересованности инвестора в выполнении ПИП и обязательств, установленных постановлением Губернатора Владимирской области от 20.04.2009 № 306. Также следует отметить, что в нарушение п. 4 постановления от 20.04.2009 № 306 Департаментом не включены в договоры аренды обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, поименованные в п. 3 приложения № 2. В дальнейшем это может повлечь неисполнение инвестором своих обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Расчётная лесосека в 2009 году освоена на 18% от объёма установленного договорами аренды и проектами освоения лесов, в 2010 году – на 72,6%. Незначительный объём заготовки приводит к необоснованной консервации лесных ресурсов и может свидетельствовать о неэффективном использовании лесных участков, переданных под реализацию ПИП.

Выполнению договорных обязательств в 2010 году препятствовала чрезвычайная ситуация, объявленная вследствие большого количества лесных пожаров, в связи с чем, запрещалась заготовка древесины и проведение мероприятий, не связанных с тушением лесных пожаров и охраной леса.

Установлено, что в результате пожаров пострадало 13,8 тыс.га или 11,7% территории, переданной в аренду для реализации ПИП в Меленковском районе, что повышает риск невыполнения ООО «Владимирский ЛПК» своих обязательств по инвестиционному проекту. В связи с этим, предприятие обратилось в Департамент с предложением об исключении или частичной замене уничтоженных пожаром лесных участков. Следует отметить, что возможность внесения изменений при наступлении чрезвычайных ситуаций в договоры аренды предусмотрена действующим законодательством. Однако до настоящего времени решение не принято.

На пострадавших площадях не в полном объёме организовано лесопатологическое обследование. На основании действующего законодательства лесопатологическое обследование на пострадавших от пожаров территориях, переданных в аренду, должно организовываться органами государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, средства федерального бюджета на организацию лесопатологического обследования на территориях, переданных в аренду, не предусматриваются. Департаментом предложено работу провести ООО «Владимирский ЛПК». По состоянию на 18.01.2011 проведено лесопатологическое обследование на площади 1655,9 га, что составляет 12% от общей площади, пройденной пожарами. В связи с этим не проводятся и мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, санитарно-оздоровительные мероприятия, что способствует распространению заболеваний и вредных насекомых. Следует отметить, что в соответствии со ст.53.7 Лесного кодекса Российской Федерации с 01.01.2011 мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти.

По результатам проверки соответствующие рекомендации направлены Губернатору области, Законодательному Собранию Владимирской области. Комитету по промышленной политике и науке администрации Владимирской области направлены предложения по совершенствованию методического и организационного сопровождения ПИП.

В адрес директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области направлено представление.

Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 8 июля 2011 года.

Дополнительная информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 30 сентября 2011 года.

Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2011/1008.html