Финансирование Владимирского областного государственного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» (далее ОДКБ, учреждение) в проверяемом периоде (2009 год - 1 полугодие 2011 года) осуществлялось за счёт областного бюджета, средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС) и оказания платных медицинских услуг. Общий объём доходов ОДКБ в 2011 году запланирован с ростом в 2,1 раза или в сумме 450401,3 тыс.руб. Проверка показала, что в проверяемом периоде в учреждении прослеживается рост объёма поступлений за счёт всех источников. Значительное увеличение объёма поступлений в 2011 году планируется за счёт средств, поступающих из областного бюджета, что обусловлено участием учреждения в программе модернизации здравоохранения Владимирской области . Участие в данной программе обеспечит учреждению в 2011 году дополнительные средства в сумме 201225,8 тыс.руб. на укрепление материально-технической базы (средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и областного бюджета), в сумме 2305,3 тыс.руб. на внедрение стандартов медицинской помощи, в сумме 1521,8 тыс.руб. на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставленной врачами-специалистами (средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования). Так, поступления за счёт средств областного бюджета в 2009 году составили 20853,8 тыс.руб., в 2010 году – 16988,5 или со снижением к предыдущему году на 18,5%, на 2011 год объём поступлений из областного бюджета запланирован в размере 224787,3 тыс.руб. или с ростом в 13,1 раз к уровню 2010 года.
Объём кассовых расходов ОДКБ в 2010 году увеличился на 5,1% к уровню 2009 года (составил 210688,2 тыс.руб.), в 2011 году по состоянию на 01.08.2011 кассовые расходы составили 101744,4 тыс.руб. (48,0% от объёма фактических поступлений).
Анализ поступления в учреждение основных средств в период 2009-1 полугодие 2011 года показал, что объём средств, направляемых учреждением на приобретение оборудования, сокращается. Основная доля оборудования (81%-98%) поступает в учреждение на безвозмездной основе от департамента здравоохранения или сторонних организаций.
Анализ коечного фонда ОДЛКБ показал, что с 01.01.2009 коечный фонд учреждения увеличился с 318 до 343 коек, в том числе количество реанимационных коек возросло с 18 до 24 за счёт увеличения на 6 коек отделения анестезиологии-реанимации новорожденных. Следует отметить, что основное увеличение количества круглосуточных коек в ОДКБ (17 коек) в проверяемом периоде осуществлено за счёт передачи из других учреждений.
Анализ штатной численности ОДКБ показал, что в проверяемом периоде утверждённая штатная численность устойчиво возрастает (за период с 2008 года по 2011 год на 11,7%), что обусловлено увеличением коечного фонда и изменением штатных номативов в связи с утверждением новых стандартов лечения. Отметим, что в структуре штатной численности возросла доля медицинского персонала в целом с 82,9% (в 2008 году) до 84,4% (в 2011 году). Штатное расписание на 2011 год, действующее на момент проверки, утверждено главным врачом ОДКБ С.А.Макаровой 10.06.2011 в количестве 1059,5 штатных единиц (далее шт.ед.), из них: врачей 202,5 шт.ед. (19,1% в структуре штата), СМП – 450,5 шт.ед. (42,5% в структуре), ММП – 241,5 шт.ед. (22,8% в структуре), прочего персонала 165,0 шт.ед. (15,6% в структуре).
Доля вакантных должностей в штате ОДКБ имеет тенденцию к снижению (24,9% по состоянию на 01.06.2011 против 27,3% по состоянию на 01.09.2008). Отметим, что в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличилась доля вакантных ставок врачей (с 17,2% до 18,3%). По всем остальным категориям доля вакантных ставок снижается. Вместе с тем в структуре учреждения имеются подразделения (нейрофизиологический кабинет, эпилептологическом центр), где вакантные ставки составляют 100% от утвержденного количества. Из 25 подразделений ОДКБ, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи, в трёх (12%) количество вакантных ставок по всем категориям персонала составляет более 50%. Следует отметить, что по стостоянию на 01.01.2011 в областной детской консультативной поликлинике нет занятых ставок офтальмолога и уролога-андролога, то есть данные виды амбулаторной помощи не могут оказываться из-за отсутствия специалистов, что снижает для детского населения доступность медицинской помощи данных профилей.
Анализ оказания бесплатной медицинской помощи в ОДКБ показал, что общий объём медицинской помомщи в рамках утверждённого государственного задания для учреждения в проверяемом периоде устойчиво возрастает. При этом анализ установленного государственного задания по профилям лечения и специализации врачей амбулаторного приёма показал, что к уровню 2008 года значительно (на 50%) сократились объёмы амбулаторной помощи врача-педиатра, врача детского хирурга, деского эндокринолога (на 48,7%), врача офтальмолога (на 33,6%). Не устанавливается задание на оказание амбулаторной помощи врачом-гематологом (-100%). Вместе с тем, в 2011 году в 2,5 раза к уровню 2008 года возросли объёмы оказания амбулаторной помощи врачом челюстно-лицевым хирургом, в 3 раза возросли объёмы помощи, оказываемой врачом аллергологом-иммунологом.
По стационарной помощи к уровню 2008 года в 2011 году сокращено количество койко-дней практически по всем профилям лечения: хирургическое отделение (-19,3%), травматология (-15,9%), отоларингология (-12,9%), неврология (-32,3%), педиатрия (-11,4%), инфекционное отделени № 3 (-22,1%), инфекционное отделение №4 (-59,5%), педиатрия для новорожденных (-21,8%), педиатрия для недоношенных (-12,0%). За счёт сокращения объёмов помощи детям обеспечены койко-дни для госпитализации матерей по уходу за ними. Объёмы стационарной помощи в 2011 году увеличены к уровню 2008 года только по отделениям анестезиологии и реанимаци (+21,7%) и анестезиологии и реанимации новорожденных (+82,6%).
Плановые показатели по оказанию амбулаторной помощи в 2008 году выполнены на 120,1%; в 2009 году – на 112,4%; в 2010 году – на 103,9%. По стационарной помощи в 2008 году план перевыполнен на 1,5%; в 2009 году недоиспонен на 0,2%; в 2010 году недоисполнение составило 1,3%. По объёмам скорой медицинской помощи в 2008 году исполнение плановых показателей составило 102,2%; в 209 году – 126,9%; в 2010 году – 106,9%. Фактические расходы на единицу медицинской помощи в 2010 году к уровню 2008 года на 1 посещение по амбулаторной помощи возросли на 6,5%; на 1 койко-день лечения – на 22,8%; на 1 вызов скорой помощи – на 15,5%.
Проверка соблюдения требований Федерального закона № 94-ФЗ показала, что приобретение работ, услуг, основных средств и материальных запасов в учреждении производится через проведение торгов, в рамках заключенных государственных контрактов. Кроме того, в целях реализации данных функций учреждением заключаются договоры поставки на суммы, не превышающие предельного размера расчётов наличными деньгами, установленного Центральным банком Российской Федерации (100,0 тыс.руб.).
Вместе с тем, анализ договоров на поставку товара от 08.07.2011 б/н, от 14.07.2011 б/н, от 21.07.2011 б/н, от 28.07.2011 б/н, от 02.08.2011 б/н, от 08.08.2011 б/н, от 09.08.2011 б/н, от 01.07.2011 № 1143, от 14.07.2011 № 1239, от 01.08.2011 № 1358, от 13.07.2011 № 1237 показал, что указанные договоры заключены на поставку одноимённых товаров в течение III квартала 2011, однако сумма по договорам составляет 116,6 тыс.руб., что нарушает требования п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона.
Кроме того, проверка показала, что при заключении ОДКБ ряда договоров поставки, в тексте договора не указывается предмет договора. Вместо этого указывается номер счёта (содержащего перечень товара), на основании которого производится оплата. При этом, в соответствии с ч.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение. В соответствии с ч.3 ст. 445 ГК РФ условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Однако, направление счёта не говорит о согласовании существенных условий по поставке товаров обеими сторонами, так как счёт не предусматривает подпись заказчика.
Общий объём расходов ОДКБ на медикаменты за счёт всех источников финансирования за 2009-I полугодие 2011 года составил 92329,3 тыс.руб. В том числе за счёт средств ОМС - 85980,1 тыс.руб., или 93,1% в структуре, за счёт средств областного бюджета - 4847,9 тыс.руб., или 5,3% в структуре расходов на медикаменты, за счёт средств от оказания платных медицинских услуг - 1501,3 тыс.руб., или 1,6% в структуре данных расходов.
В ходе проверки инспектором Счётной палаты проведена инвентаризация лекарств, имеющихся в неврологическом отделении ОДКБ по состоянию на 26.08.201. В результате выявлены излишки медикаментов в отделении против учётных данных комиссии в сумме оценочно 69,8 тыс.руб. Проверка показала, что по состоянию на 01.08.2011 комиссией по обеспечению сохранности материальных ценностей не были сняты остатки по 59 наименованиям медикаментов (38,3%) из 154 наименований медикаментов, имеющихся на тот момент в неврологическом отделении, чем нарушены требования приказа № 371. Таким образом, подтвердить учётными документами фактические остатки по данным препаратам не представляется возможным.
В ходе проверки организации оказания платных медицинских услуг было установлено следующее:
Проверка деятельности Центра амбулаторной хирургии (открыт с 01.01.2008 в структуре ОДКБ согласно приказу и.о. главного врача Макаровой С.А. от 16.11.2007 № 478) (далее центр, ЦАХ). показала, что в 2009 году центром 79 операций из 94 проведенных (84% общего числа проведённых операций по оказанию ПМУ) относятся к косметологии (хирургической). Данный вид амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством наравне с челюстно-лицевой хирургией должен выполняться на основании лицензии.
Проверка показала, что в 2009 году у учреждения отсутствовала лицензия на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи при осуществлении специализированной медицинской помощи по косметологии (хирургической). Отметим, что одним из условий лицензирования отдельных видов медицинской деятельности учреждения установлено наличие в его штате или привлечение специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).
В ходе сверки медицинских карт амбулаторных больных, которым в ЦАХ оказывались платные медицинские услуги, с соответствующими историями болезни были установлены факты недостоверной фиксации в амбулаторных картах времени проведения операций, выявлено, что фактически платные медицинские услуги оказывались центром и в рабочее время, чем был нарушен п. 2.10 Положения о порядке предоставления населению платных медицинских услуг , п. 2.9 Положения о платных медицинских услугах
Проверка графиков работы подразделений ОДКБ по оказанию платных услуг показала, что в ЦАХ фактическое оказание платных услуг не соответствовало утверждённым графикам. При этом нарушен п. 5.3 Правил внутреннего трудового распорядка для сотрудников ОДКБ (утверждены главным врачом ОДКБ 01.01.2008), который определяет, что продолжительность ежедневного рабочего времени, в том числе начала и окончания ежедневной работы и перерыва для отдыха и приёма пищи, определяются графиками сменности, утверждёнными главным врачом ОДКБ. Следует отметить, что работа сотрудников по оказанию ПМУ вне утверждённых графиков нарушает условия дополнительных соглашений к трудовым договорам (являющиеся неотъемлемой частью трудового договора), определяющих, что работник будет привлекаться для оказания платных услуг, с оплатой согласно выполненному объёму работ на основании графика.
Аннина Т.Ю.
Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 28 декабря 2011 года.
Дополнительная информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 17 февраля 2012 года.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2011/995.html