20113 ноября 2011 годаИнформация по результатам проверки бюджета муниципального образования Вязниковский район - получателя межбюджетных трансфертов из областного бюджетаПроверка бюджета муниципального образования Вязниковский район за 2010 год и I полугодие 2011 года показала, что его формирование и исполнение осуществлялось органами местного самоуправления без учёта принятой в 2003 году стратегии социально–экономического развития района, что свидетельствует об отсутствии практики системного управления средствами бюджета. При этом, в ходе анализа сложившейся системы стратегического планирования Вязниковского района выявлены следующие основные недостатки: низкое качество разработанных и утверждённых муниципальных целевых программ, отсутствие механизма формирования и действенной оценки эффективности их реализации; несбалансированность и непрозрачность формирования докладов главных администраторов бюджетных средств района; некоррелируемость прогноза социально-экономического развития муниципального образования с целями и задачами бюджетной политики района; невысокая доля программного метода исполнения районного бюджета в структуре расходов бюджета. Проверка показала, что при прогнозировании неналоговых доходов районного бюджета администрацией Вязниковского района на 2010 год наиболее высокие отклонения имеют показатели доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности: для оценки доходного потенциала, используемого при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, объём указанных доходов был определён в сумме 600,0 тыс.руб., в проекте местного бюджета - 39000,0 тыс.руб., фактические поступления составили 8902,9 тыс.руб. На 2011 год доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, спрогнозированы в сумме 700,0 тыс.руб. При этом уточненный план на 2011 год (на 01.07.2011) составляет уже 84182,5 тыс.руб., а фактические поступления за I полугодие 2011 года составили 17880,2 тыс.руб. Значительные отклонения прогнозных значений по основным неналоговым доходам от фактически полученных в 2010 году (22,12%), позволяют сделать вывод о необоснованном прогнозировании неналоговых доходов и отсутствии должных инструментов (методов) анализа. Такое положение приводит к получению несопоставимых данных, используемых администрацией Владимирской области для расчёта дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и органами местного самоуправления для формирования местного бюджета. Проверка вопросов управления и распоряжения муниципальной собственностью выявила нарушения действующего законодательства, в том числе в учёте имущества, деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее – МУП), отчуждении муниципальной собственности, что свидетельствует об отсутствии в муниципальном образовании приоритетов в управлении и распоряжении муниципальной собственностью, а также действенного контроля за его использованием. Передача администрацией муниципального образования нежилых помещений на баланс МУП без закрепления имущества на праве хозяйственного ведения привела к потерям местного бюджета от потенциально возможных арендных платежей, оценочно, за 2010 год в сумме 15436,6 тыс.руб., за первое полугодие 2011 года – 8490,2 тыс.руб. Снижение количества прибыльных предприятий с 8 в 2009 году до 6 в 2010 году, факты нарушений руководителями МУП требований Федерального закона «О защите конкуренции» при передаче имущества в аренду, продажа муниципального имущества целевым образом без проведения торгов, а также неперечисление МУП в местный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов (оценочно, в 2010 и 2011 году, соответственно, 609,5 тыс.руб. и 76,1 тыс.руб.), свидетельствуют об отсутствии контроля за деятельностью МУП со стороны администрации района. Прогнозные планы (программы) приватизации муниципального имущества Вязниковского района на 2010 и 2011 год утверждены решениями СНД после утверждения бюджета на очередной год. Вследствие этого планирование и утверждение решениями СНД доходов местного бюджета от продажи муниципального имущества производилось в отсутствии обоснованных прогнозных показателей по данному источнику, что является нарушением ст.37 Бюджетного кодекса РФ. Проверкой установлено, что администрацией района в полном объёме не разграничено имущество, которое в соответствии с законодательством должно быть передано поселениям для обеспечения их полномочий. При этом, содержание имущества, не обеспечивающего исполнение полномочий муниципального района, является дополнительной нагрузкой на местный бюджет. В ходе проверки установлены факты использования бюджетных средств, направленных на программные мероприятия в сфере ЖКХ и приобретение топлива к отопительному сезону 2009-2010 годов и 2010-2011 годов, с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ на общую сумму 15820,83 тыс.руб. Данные факты свидетельствуют о формальном отношении должностных лиц к соблюдению финансово-бюджетной дисциплины. В 2010 году органами местного самоуправления Вязниковского района не были приняты меры по формированию нормативного запаса топлива. Бюджетные средства в сумме 15000 тыс.руб., полученные администрацией района в форме бюджетного кредита, фактически были направлены на текущие расходы по приобретению предприятиями ООО «Теплоплюс» и ООО «Теплосбыт» топлива, что свидетельствует о безвозмездной передаче бюджетных средств хозяйствующим субъектам. Данный факт оценивается Счётной палатой Владимирской области как потери районного бюджета. Также проверкой выявлено, что предприятиями ООО «Теплоплюс» и ООО «Теплосбыт» при приобретении мазута за счёт средств субсидии, выделенной из районного бюджета не осуществлялась проверка качества топлива при его приёме и хранении, что является нарушением Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 232, и создаёт предпосылки для использования топлива, не соответствующего установленным требованиям. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом возникает риск необоснованной постановки на учёт граждан, фактически имеющих возможность приобретения жилого помещения за счёт собственных или заёмных средств, несоблюдению очерёдности предоставления жилых помещений, что может способствовать совершению коррупционных действий со стороны органов местного самоуправления. В ходе анализа данных по распределению объёмов финансирования программы «Обеспечение жильём молодых семей Вязниковского района на 2005-2010 годы» по бюджетам разных уровней установлено, что в 2010 и 2011 годах имели место случаи финансирования программных мероприятий за счёт средств областного и местного бюджета в равных долях, при отсутствии средств федерального бюджета, что нарушает условия подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей Владимирской области на 2009-2012 годы». При этом размер дополнительной нагрузки на местный бюджет оценочно составил 598,5 тыс.руб. Кроме этого, в ходе проверки были выявлены случаи, когда получатели единовременной денежной выплаты на приобретение жилья приобрели за счёт средств федерального бюджета жилое помещение, в котором были зарегистрированы и фактически проживали, что свидетельствует об отсутствии фактической потребности получателя единовременной денежной выплаты в улучшении жилищных условий и указывает на наличие признаков мнимой сделки, совершенной для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Таким образом, расходы бюджета в размере 9104,4 тыс.руб. по предоставлению единовременных денежных выплат таким получателям нельзя признать эффективными. Указанные факты свидетельствуют о несовершенстве законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жильём отдельных категорий граждан, имеющих право на получение денежной выплаты на приобретение жилого помещения, которое позволяет предоставлять единовременные денежные выплаты гражданам при фактическом отсутствии у них потребности в улучшении жилищных условий. Материалы проверки рассмотрены на коллегии Счётной палаты Владимирской области, по результатам которой органам местного самоуправления Вязниковского района направлено представление по выявленным фактам нарушений бюджетного законодательства и предложения по их устранению, принятию мер по совершенствованию бюджетного процесса.
|
|