По результатам проверки эффективности расходования бюджетных средств, направленных на государственную охрану объектов культурного наследия, а также на осуществление эффективного государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия (далее ОКН) Владимирской области в 2011 – текущем периоде 2012 года было установлено следующее.
- Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (далее Инспекция) не обеспечено составление актов технического состояния на все объекты культурного наследия, как того требует приказ Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203. Акты составлены лишь на 1715 объектов (46% от общего числа).
- В 2011 году обеспеченность объектов культурного наследия необходимой документацией составила: проектами зон охраны – 0,75%, паспортами - 2,6%, охранными обязательствами - 51,2%.
- Осмотр фактического состояния ряда объектов культурного наследия (Мальцовские домики в г.Гусь-Хрустальный, «Здания рабочих казарм» в г.Собинка) выявил наличие несанкционированных ремонтных работ, осуществленных правообладателями. Три «Здания рабочих казарм» в г.Собинка из десяти в 2010 году признаны аварийными и не пригодными для проживания (проживают 296 граждан), внешний вид объектов имеет существенные изменения.
Проверка показала, что указанные три «Здания рабочих казарм» включены в программу переселения, с общим объемом финансирования на эти цели за счет областного и местного бюджетов в сумме 77018,5 тыс.руб. При этом Инспекции совместно с администрацией муниципального образования г.Собинка требуется определить дальнейшее использование данного объекта культурного наследия после переселения граждан.
- В нарушение п.1 ст.4, п.2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» из 1906 оформленных охранных обязательств обременения (ограничения) прав собственности (пользования) зарегистрированы только на 346 или 20,0%, а ограничения (обременения) прав в отношении ОКН Инспекцией не зарегистрированы. Отсутствие зарегистрированных ограничений (обременений) по использованию объектов культурного наследия не только нарушает права правообладателей в получении полной информации при совершении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но и может приводить к совершению ими правонарушений в отношении ОКН, в том числе при проведении ремонтных работ.
- Анализ расходов по программе «Охрана культурного наследия Владимирской области на 2009-2011 годы» (утверждена приказом начальника Инспекции) показал, что имеет место не программно-целевое финансирование расходов, а изменение программы под фактически произведенные расходы. Инспекции рекомендовано во исполнение Постановления Губернатора Владимирской области от 01.04.2009 № 240 «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ» установить измеримые значения целевых результатов в аналогичной ведомственной целевой программе на 2012-2014 годы.
- В январе-июле 2011 года использование средств субвенции федерального бюджета в сумме 235,6 тыс.руб. было произведено в отсутствие порядка осуществления данных расходов, что является нарушением требований ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- Администрирование доходов осуществляется Инспекцией не должным образом, фактическое поступление штрафов ежегодно составляет менее 400 тыс.руб. или около 14% от их начисленного размера. В связи с этим Инспекции рекомендовано повысить эффективность администрирования доходов областного бюджета за счет обеспечения мер по увеличению объема поступлений в областной бюджет штрафов за административные правонарушения в части сохранения и использования объектов культурного наследия.
Т.Ю.Аннина
Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании Коллегии 29 марта 2013 года.