Региональная программа модернизации здравоохранения Владимирской области на 2011-2012 годы (далее программа модернизации) разработана департаментом здравоохранения и по содержанию соответствует требованиям законодательства. Вместе с тем, формирование программы модернизации осуществлялось департаментом здравоохранения при отсутствии установленных критериев отбора для участников программы, в связи с этим заявки от учреждений здравоохранения были учтены в разной степени.
Как показала проверка, департаменту здравоохранения не удалось обеспечить эффективную работу по управлению средствами программы. Из-за низкого уровня и темпа освоения средств расходы за 2011 год составили только 56,8% от плана на год, при этом 86% средств было освоено в IV квартале. Одна из причин - дата утверждения программы (17 мая 2011 года) одна из самых поздних в сравнении с иными субъектами Российской Федерации, вследствие чего ее реализация фактически началась только со второго полугодия 2011 года, чем существенно снижены возможности учреждений здравоохранения по освоению средств и достижению результатов.
По итогам 2011 года по 18 из 30 установленных программой целевых показателей запланированный результат не достигнут. При этом департамент здравоохранения проводит мониторинг не всех показателей, утвержденных в программе. Кроме того, по отдельным показателям в отчетность вместо плановых значений включались фактически достигнутые.
Департаментом здравоохранения не созданы реальные финансовые и организационные предпосылки для решения вопросов оказания медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Так, программой планировалось в населенных пунктах с числом жителей менее 100, не имеющих ФАП, организовать домовые хозяйства для оказания первой (доврачебной) помощи. Однако число домовых хозяйств, включенное департаментом здравоохранения в отчетность, не соответствует фактическому. В своем большинстве домовые хозяйства назначены формально, граждане не информированы, что на них возложены функции по оказанию первой (доврачебной) помощи, обучение не проводилось, отсутствуют перевязочные и иммобилизационные материалы.
Нельзя признать эффективным и расходование средств на закупку медицинского оборудования (расходы запланированы в общей сумме 1915964,57 тыс.руб.). Так, за 2011 год - 9 месяцев 2012 года ни одно учреждение здравоохранения не было оснащено оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, хотя в 2011 году планировалось оснастить 15 учреждений, в 2012 году – 25.
Изначально в программу были включены 2118 единиц оборудования, но за период её реализации количество увеличилось до 3402 единиц. Например, для Городской больницы № 4 г.Владимира перечень утвержденного и приобретенного оборудования увеличился с 7 до 49 единиц в 2011 году и с 6 до 46 единиц в 2012 году в пределах запланированного финансирования. Однако анализ показал, что департамент здравоохранения по предложению Городской больницы № 4 включил в программу модернизации приобретение ангиографической установки стоимостью 100000,0 тыс.руб., а на согласование в департамент цен и тарифов администрации области была направлена цена 69550,0 тыс.руб. (из стоимости ангиографической установки исключен УЗИ-сканер на сумму 15000,0-20000,0 тыс.руб.). Департамент цен и тарифов администрации области согласовал начальную цену на ангиографическую установку в размере 52085,0 тыс.руб., а по результатам торгов её стоимость составила 50782,9 тыс.руб. Средства, полученные в результате значительного снижения цены на ангиографическую установку позволили приобрести дополнительное оборудование, ранее не предусмотренное программой.
Не была обеспечена до 20 октября 2012 года установка и ввод в эксплуатацию аппаратуры ГЛОНАСС. За 10 месяцев 2012 года оснащены навигационным оборудованием только 67,7% от планового числа санитарных автомобилей и 60% от количества диспетчерских станций (отделений) скорой помощи.
На стадии формирования программы департаментом здравоохранения была допущена несогласованность ряда позиций и цифровых значений. Так, в первой редакции программы модернизации предусматривалось в начале 2012 года закрытие акушерских отделений в Гороховецкой, Камешковской, Собинской и Суздальской центральных районных больницах. Одновременно в приложении № 2 к программе предусмотрено приобретение соответствующим отделениям данных учреждений медицинского оборудования, в котором фактически не было необходимости. В процессе реализации программы по ряду учреждений оборудование для акушерских отделений было исключено (по Собинской ЦРБ - 7 единиц на сумму 3307,2 тыс.руб., по Камешковской ЦРБ - 8 единиц на сумму 1800,0 тыс.руб.) и заменено на иные виды. Однако для акушерского отделения Суздальской ЦРБ, которое закрыто с 16 марта 2012 года, в 2011 году закуплено медицинское оборудование на общую сумму 2315,2 тыс.руб. Соответственно оборудование не использовалось для оказания медицинской помощи и только через семь месяцев был решен вопрос о его передаче другому учреждению.
За 2011 год – 9 месяцев 2012 года капитальный ремонт завершен только в 5 учреждениях (21,7% от запланированного числа) на 15 объектах (20,6%) на площади 50263 кв.м (49,8%). При проверке выявлены факты нарушения подрядчиками сроков сдачи работ, однако учреждениями своевременно не предъявлялась неустойка (оценочно объем упущенной выгоды составил 402,5 тыс.руб.). Выявлены факты необоснованного завышения объемов и стоимости работ в общей сумме 359,2 тыс.руб.
В ходе проверки было установлено, что общий объем средств по программе модернизации на строительство Перинатального центра в г.Владимир (далее Центр) планировался в сумме 126439,2 тыс.руб., однако муниципальный контракт на строительство заключен на сумму 170299 тыс.руб., т.е. превышающую предусмотренный бюджетом объем средств, что противоречит нормам бюджетного законодательства (п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и могло создать условия для невыполнения условий контракта.
Наибольшие расходы на ремонтно-строительные работы запланированы Областной клинической больнице (49,4% от всех расходов на капитальный ремонт по программе), Областной детской клинической больнице (17,3%), Муромской городской больнице № 3 (7,1%), ЦГБ г.Коврова (5,4%).
Проверка показала крайне низкий темп освоения средств на информатизацию здравоохранения: за 2011 год - 9 месяцев 2012 года израсходовано только 48,3% от плана. На момент проведения проверок (июнь-октябрь 2012 года) в учреждениях здравоохранения не созданы локально-вычислительные сети; не модернизированы медицинские информационные системы; закупленное еще в 2011 году компьютерное оборудование в середине 2012 года находилось в упаковках.
На момент проверки в регистратурах учреждений не налажено онлайн отображение записи на прием к врачам-специалистам, поэтому в Сети Интернет на Портале «Регистратура33» выложено только от 10% до 20% от общего количества талонов, что значительно ограничивает пациентам выбор удобного для них времени посещения.
Расходы по программе модернизации позволили обеспечить индексацию заработной платы медицинских работников согласно постановлениям Правительства РФ, увеличить стимулирующие выплаты, но уровень заработной платы по категориям работников изменился не в одинаковой степени. Так, в среднем по области в 2011 году уровень заработной платы врачей составил 24767 рублей, среднего медицинского персонала - 13955 рублей. При этом уровень средней заработной платы в стационарах у врачей ниже среднего по области на 10,7%, у медицинских сестер на 10,5%. Средняя заработная плата медицинских работников, оказывающих амбулаторную помощь, превысила среднеобластной показатель по врачам на 12,9%, по среднему медицинскому персоналу на 6,6%. Заработная плата главных врачей учреждений здравоохранения сократилась за счет уменьшения стимулирующих выплат, при этом ее размер не дифференцирован в зависимости от мощности учреждений.
Результаты проверки свидетельствуют о неудовлетворительной результативности программы в обеспечении кадрами: дефицит врачебных кадров за 9 месяцев 2012 года при плане 33% фактически составил 43,7%. При этом программа модернизации не содержит реальных мероприятий по обеспечению учреждений здравоохранения кадрами.
По результатам рассмотрения итогов аудита направлены рекомендации департаменту здравоохранения администрации области. Главе администрации г.Владимира рекомендовано рассмотреть вопрос об инициировании со стороны МКУ «Владстройзаказчик» расторжения муниципального контракта на выполнение подрядных работ по «Строительству перинатального центра в Восточном районе, г.Владимир» в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в судебном порядке или по соглашению сторон с сохранением всех гарантийных обязательств.
По информации главных врачей проверенных учреждений здравоохранения (Судогодская ЦРБ, Собинская ЦРБ, Александровская ЦРБ, Городская больница № 5 г.Владимира, ЦГБ г.Коврова, Суздальская ЦРБ) устранены замечания, изложенные в актах проверок. Так, в учреждениях здравоохранения начаты работы по монтажу локальной вычислительной сети, устанавливается компьютерное оборудование; взыскана неустойка либо подготовлены исковые заявления в суд о её взыскании за нарушение сроков сдачи работ по государственным контрактам; закупленное медицинское оборудование введено в эксплуатацию; исключены завышенные объемы строительно-монтажных работ; упорядочено распределение стимулирующих выплат с учетом оценки качества работы; в целях обеспечения установленных пропорций расходования средств объявлены торги либо уже заключены контракты на поставку медикаментов; на сайтах учреждений размещена информация о вакантных должностях врачей и среднего медицинского персонала; устранены нарушения в ведении бухгалтерского учёта и плана финансово-хозяйственной деятельности; на виновных лиц наложены дисциплинарные взыскания.
Т.Ю. Аннина
Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 25 января 2013 года.
Дополнительная информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании Коллегии 29 марта 2013 года.
Дополнительная информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании Коллегии 26 апреля 2013 года.
Информация о снятии с контроля предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании Коллегии 12 июля 2013 года.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2012/1097.html