Аудитом отмечено, что органы государственной власти области в анализируемом периоде (2007-2011 годы) изыскивали пути повышения уровня заработной платы в отрасли. Так, в 2007 году в среднем на 20% возросла заработная плата медицинских работников за счёт дополнительных выплат врачам и среднему медицинскому персоналу в рамках пилотного проекта. По окончании реализации пилотного проекта дополнительные выплаты медицинским работникам были прекращены, что привело к снижению их заработной платы (например, в МБУЗ «ГБ №2» у врачей на 14,9%, у среднего медицинского персонала на 4,6%; в МБУЗ «Суздальская ЦРБ» у врачей на 29,2%, у среднего медицинского персонала на 20,1%.
В 2008 году была введена новая система оплаты труда, что также обеспечило рост размера заработной платы в среднем на 20%. В 2011 году в связи с реализацией программы модернизации здравоохранения осуществляются дополнительные выплаты врачам-специалистам. Например, в МБУЗ «ГБ №2» средний размер доплат за сентябрь-ноябрь 2011 года составил врачам 10112 руб. (или 45,3% от средней заработной платы за январь-ноябрь 2011 года), среднему медицинскому персоналу – 5678 руб. (или 43,6%). При этом, во избежание риска сокращения заработной платы медицинских работников и, как следствие, негативных социальных последствий, необходимо определить источники финансирования дополнительных выплат по окончании реализации программы модернизации здравоохранения Владимирской области (2012 год). Объём требуемых средств составляет оценочно 1029700 тыс.руб. ежегодно.
Проверка показала, что тарифная политика в системе ОМС не всегда была согласована с процессами изменения оплаты труда. Кроме того, в рамках отраслевой системы оплаты труда на формирование стимулирующего фонда было предусмотрено 43%, однако, к выплатам стимулирующего характера была отнесена надбавка за непрерывный, продолжительный стаж работы (около 30%), поэтому фактически к распределению остаётся около 10%. При этом установлено, что в учреждениях ряд критериев оценки качества медицинской помощи фактически направлены на «депремирование» работников, не во всех учреждениях установлены критерии качества работы главных врачей.
В ряде учреждений был установлен критерий, по которому снижался размер стимулирующих выплат за перевыполнение объема государственного (муниципального)задания. Поскольку это могло повлечь совершение сотрудниками преступления, предусмотренного ст.124 Уголовного кодекса Российской Федерации «неоказание помощи больному», по представлениям Счётной палаты данный критерий был отменен.
Анализ заработной платы работников проверенных учреждений по источникам финансирования показал, что основную долю в структуре заработной платы составляют средства ОМС (в 2011 году МБУЗ «ГБ №2» – 90,4%, ОДКБ – 91%; в 2010 году МБУЗ «Суздальская ЦРБ» – около 80%). Вместе с тем, в структуре заработной платы работников ОКБ основную долю составляют средства, полученные от оказания платных медицинских услуг. Так, в 2009 году в ОКБ доля средств, полученных от оказания платных услуг составляла 45%, в 2011 году уже 60%.
По результатам рассмотрения результатов аудита Коллегией Счётной палаты принято решение направить департаменту здравоохранения администрации Владимирской области рекомендации, направленные на совершенствование показателей качества, применяемых в учреждениях здравоохранения, в том числе на исключение коррупционной составляющей при распределении стимулирующего фонда оплаты труда, а так же разработать предложения, которые позволят не допустить снижения уровня заработной платы работников отрасли после завершения реализации программы модернизации здравоохранения.
Информация о реализации предложений, направленных по результатам контрольного мероприятия, была рассмотрена на заседании коллегии 13 апреля 2012 года.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2012/1119.html