Анализ нормативной правовой базы показал, что отсутствие законодательно установленной нормы по ведению реестра земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, затрудняет учет и контроль за использованием земельных ресурсов и может способствовать развитию коррупции. Проверкой зафиксированы значительные расхождения между данными, предоставленными Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии и данными муниципалитетов городских округов.
Проведенный анализ средней стоимости арендной платы показал, что бюджеты городских округов области обладают резервами для пополнения доходной базы. Например, в г. Радужный, г. Ковров, и г. Гусь-Хрустальный стоимость арендной платы 1 кв.м. земли по отдельным видам ее разрешенного использования ниже средней стоимости 1 кв.м земли, сложившейся в 2014 году в целом по городским округам в 2 - 14,5 раз. В округе Муром и г. Гусь-Хрустальный решениями Советов народных депутатов устанавливались дополнительные нормы, приводящие к снижению размера арендной платы и потерям бюджета. Не все органы местного самоуправления установили перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Органами местного самоуправления не вводятся повышенные коэффициенты при нарушении нормативного срока строительства. В нарушение статьи 30 Земельного кодекса РФ установлены случаи предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения и без проведения торгов, что так же приводит к потерям областного и местного бюджетов.
Проверкой выявлены факты неправомерного предоставления земельных участков в аренду, выразившиеся в:
Установлены случаи спекулятивной перепродажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Проверкой отмечена недостаточная работа муниципалитетов по заключению договоров аренды земельных участков, что приводит к недопоступлениям в доход областного бюджета. Установлены факты несвоевременного перерасчета арендной платы за 2013 год (г.Гусь-Хрустальный, г.Владимир) в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков.
В ряде городских округов не организовано должное администрирование доходов от аренды земельных участков. Это ослабляет контроль за использованием земельных ресурсов, приводит к недостоверности и искажению бюджетной отчетности.
При проверке фактического использования арендаторами арендуемых земельных участков установлены случаи длительного неиспользования ими предоставленных участков (с 1994-1995 годов). Из 75 осмотренных в ходе проверки земельных участков, предоставленных в аренду для строительства, 30 участков (40%) не используется.
В ходе проверки предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование установлено нарушение ст.20 Земельного кодекса (земельный участок предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным и муниципальным учреждением).
Имеют место случаи неправомерного использования земельного участка третьими лицами. Установлены факты применения ставок от кадастровой стоимости, не соответствующих виду разрешенного использования.
В ходе проверки обоснованности формирования стоимости продажи права аренды земельных участков установлены многочисленные нарушения законодательства об оценочной деятельности, в части подтверждения достоверности рассчитанной рыночной стоимости продажи права аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
По итогам проверки направлено представление в адрес главы администрации г. Владимир, главы г. Ковров, главы округа Муром, главы г.Гусь-Хрустальный.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2014/1198.html