Коллегией Счетной палаты Владимирской области рассмотрены итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» (далее – ООО «Владимиртеплогаз»), в том числе в части реализации инвестиционных программ общества (п. 1.38 плана работы Счетной палаты на 2020 год), проведенной на основании обращения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области, которые показали следующее.
Установленный Законом Владимирской области от 06.11.2001 № 104-ОЗ порядок управления долей в уставном капитале ООО «Владимиртеплогаз» не соблюдается. Администрацией Владимирской области и департаментом имущественных и земельных отношений (далее – ДИЗО) не обеспечено выполнение возложенных полномочий. Нормативные правовые акты, определенные ст.ст. 26, 27 Закона № 104-ОЗ, не утверждены. Представители интересов Владимирской области в органах управления и ревизионной комиссии общества не назначены. Фактически управление обществом осуществлялось Советом директоров, состоящим на момент проверки из 5 физических лиц, включая бывшего врио первого заместителя губернатора области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики, бывшего главу г.Владимира, действующего директора по правовым вопросам и общекорпоративным отношениям ООО «Владимиртеплогаз», с которыми ДИЗО не заключались договоры-поручения на представление интересов Владимирской области, директивы для голосования не выдавались. Отчетность о деятельности физических лиц, состоящих в Совете директоров, не составлялась.
Плановые показатели экономической эффективности деятельности для ООО «Владимиртеплогаз» администрацией Владимирской области значительно занижались по сравнению с фактическими результатами года, предшествующего планированию, что не нацеливает общество на повышение результативности своей деятельности, либо свидетельствует о заинтересованности администрации Владимирской области в ухудшении финансовых показателей компании. Показатели экономической эффективности деятельности на 2020-2022 годы не утверждены, что создает риск нарушения прав Владимирской области на получение доходов, определенных ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение о распределении чистой прибыли Советом директоров ООО «Владимиртеплогаз», полученной по итогам 2019 года в сумме 13,4 млн.руб., не принято.
Советом директоров в ряде случаев одобрялись сделки, приводящие к росту излишних расходов общества, не включенных в структуру утвержденного тарифа на поставку тепловой энергии, за счет которого формируется около 98% выручки компании, что приводило к отвлечению оборотных средств, невозможности своевременно расплачиваться по своим обязательствам, росту закредитованности и издержек общества на уплату процентов.
Показатели абсолютной и текущей (общей) ликвидности общества не соответствуют нормативным значениям, что не обеспечивает минимальную гарантию инвестиций. Общая рентабельность по итогам 2019 года составила 0,32% и в первую очередь была обеспечена за счет сокращения себестоимости продукции в условиях «мягкой» зимы и снижения количества выработанной тепловой энергии, сокращением расходов на производственный персонал.
В 2018-2019 годах генеральным директором (в ряде случаев с согласия Совета директоров) принимались решения о покупке недвижимого имущества (котельных, административных зданий, складов, гаражей, земельных участков), деятельность от эксплуатации которого была убыточна, и которое требует ремонта. Установлены признаки недостоверности формирования рыночной цены активов, приобретенных ООО «Владимиртеплогаз» в 2019 году.
Структура тарифов, утвержденных в 2018-2019 гг. департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области, ООО «Владимиртеплогаз» не соблюдается.
По сравнению с уровнем 2018 года управленческие расходы общества за 2019 год возросли на 30,1%, коммерческие расходы – на 59%, проценты к уплате – на 30,5%, прочие расходы – на 66,4% при сокращении себестоимости на 3,2%.
Незаконное предоставление генеральному директору полномочий по утверждению и изменению организационной структуры и штатного расписания общества повлекло необоснованное увеличение административно-управленческого персонала компании и расходов на оплату труда (с начислениями), оценочно, в сумме 6076,8 тыс.руб. С апреля 2019 года по июль 2020 года количество руководителей высшего звена увеличено на 42,9% и превысило оптимальную численность руководителей, рекомендованную Госстроем России.
Требования нормативных правовых актов Владимирской области, регулирующих условия и порядок определения стимулирующих выплат руководителю, его заместителям, главному бухгалтеру, не соблюдались. Допускались нарушения внутреннего локального акта, регулирующего порядок оплаты труда в организации, что повлекло излишние затраты предприятия.
Установлен факт необоснованного и незаконного резервирования средств в сумме 21 млн. руб. на выплату вознаграждения для топ-менеджмента компании с отнесением их на затраты для 19 руководящих работников, что занизило финансовый результат общества за 2019 год.
При увеличении затрат на административно-управленческий персонал не соблюдалось Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ: минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 34-39% ниже аналогичной тарифной ставки, установленной в вышеуказанном соглашении. Среднесписочная численность рабочих ООО «Владимиртеплогаз» в 2019 году сократилась на 25 человек.
В ходе проверки установлен недостаточный контроль за совершением финансовых операций общества, в частности правильностью и обоснованностью формирования резерва по сомнительным долгам, что привело к занижению финансового результата общества за 2019 год, оценочно, на сумму более 6 млн.руб.
При осуществлении закупок в 2018 году – I полугодии 2020 года ООО «Владимиртеплогаз» допускались нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Отмечается, что в 2019 году сумма закупок, проведенных неконкурентным способом (у единственного поставщика) составила почти 12,5 млрд.руб., что в 2,7 раза больше суммы закупок, проведенных неконкурентным способом (у единственного поставщика) в 2018 году.
Без документального подтверждения проведения закупочных процедур заключен договор на сумму 230 тыс.руб. с физическим лицом на оказание услуг. При этом документы, подтверждающие факт разработки и передачи результатов услуг не представлены, что ставит под сомнение факт их осуществления.
В ряде случаев исполнителями не были выполнены условия договоров, заключенных на сумму почти 45 млн.руб., при этом товары (работы, услуги) приняты обществом в полном объеме без применения штрафных санкций к исполнителю.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что капитальные вложения ООО «Владимиртеплогаз» в проверяемом периоде на территории 14 муниципальных образований осуществлялись на основании 27 инвестиционных программ, реализуемых в том числе в рамках заключенных с 8 муниципальными образованиями 11 концессионных соглашений. Сумма финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами ООО «Владимиртеплогаз», за период 2018 год - I полугодие 2020 года составила 311,8 млн.руб. За два последних года (2018-2019 гг.) построено или подвергнуто модернизации 11 котельных и 5,623 км теплосетей.
Вместе с тем при анализе соблюдения процедур разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ установлено, что в них систематически включались мероприятия, целесообразность реализации которых в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов не была обоснована. Например, один из объектов модернизации в г. Гусь-Хрустальный схемой теплоснабжения муниципального образования на момент завершения проверки так и не был предусмотрен, что несет риск признания необоснованности предоставления ООО «Владимиртеплогаз» из областного бюджета средств субсидии[1] в размере 19,3 млн.руб. в рамках государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности во Владимирской области»[2].
Кроме этого, утвержденный механизм финансирования указанной госпрограммы, а также отсутствие в ООО «Владимиртеплогаз» раздельного учета средств позволяет обществу использовать значительный размер бюджетных средств[3] на финансирование иных своих мероприятий, что, по сути, является скрытым бюджетным финансированием. Так, средства вышеуказанной бюджетной субсидии с 04.03.2020 (с даты перечисления на расчетный счет) до ноября 2020 года (планируемые сроки реализации мероприятий) находятся на расчетном счете предприятия.
Установлено, что в 2019 году не были соблюдены сроки выполнения мероприятий отдельных инвестиционных программ, а объем средств, фактически направленных на их реализацию, составил 78,3% от запланированной суммы. Из 22 мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами на 2019 год, 7 не выполнено.
Так, финансирование работ по строительству блочно-модульной котельной в населенном пункте Турбаза Ладога в 2019 году – I полугодии 2020 года не осуществлялось, работы по модернизации системы коммунального теплоснабжения за счет инвестиционной составляющей в тарифе не выполнены. При этом требуемые изменения в инвестиционную программу общества своевременно не внесены, данная работа руководством ООО «Владимиртеплогаз» начата уже после завершения проверки.
Указанные обстоятельства могут свидетельствовать, что мероприятия инвестиционных программ ООО «Владимиртеплогаз» в 2019 году носят формальный характер, без намерения их реального исполнения в требуемый срок и обеспечения на территории муниципальных образований области эффективного развития систем теплоснабжения, что не отвечает интересам жителей и организаций, являющихся потребителями коммунальных услуг ООО «Владимиртеплогаз».
При этом полномочиями по осуществлению контроля за выполнением инвестиционных программ в сфере теплоснабжения в соответствии с требованиями федерального законодательства ни один из органов исполнительной власти региона не наделен.
Проверкой заключения и исполнения подрядных договоров в целях реализации мероприятий по строительству и модернизации объектов теплоснабжения установлены факты, содержащие признаки картельных сговоров между ООО «Владимиртеплогаз» и участниками закупки, а также признаки ограничения конкуренции при осуществлении закупок. По оценкам Счетной палаты за последние два года выполнение трети всех работ было обеспечено всего двумя подрядчиками.
Выборочная проверка исполнения ООО «Владимиртеплогаз» мероприятий в части реализации инвестпрограмм выявила ряд системных нарушений действующего законодательства и недостатков при осуществлении мероприятий по строительству, модернизации, капитальному ремонту объектов теплоснабжения, в том числе за счет бюджетных средств (в рамках госпрограмм) и средств концедентов. При этом отдельные их них могут повлечь ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также прямой материальный ущерб как для самого ООО «Владимиртеплогаз», так и третьих лиц, в частности муниципальных образований, что требует проведения следственных действий.
Так, проверкой установлено отсутствие контроля при обороте и учете отходов и возвратных материалов. Условиями договоров на проведение работ по модернизации тепловых сетей не предусматривался возврат в казну муниципальных образований (исходя из условий заключенных концессионных соглашений и долгосрочных договоров аренды) материалов, имеющих соответствующую стоимость. Полученные в результате разборки и фрезерования дорожного полотна асфальтогранулят и лом асфальтобетона, кирпич, железобетонные плиты, демонтированные металлические трубы и другие материалы без какой-либо документации и учета передавались подрядным организациям на утилизацию или вывозились на производственные базы филиалов ООО «Владимиртеплогаз».
В целом ущерб, нанесенный казне муниципальных образований халатными действиями должностных лиц ООО «Владимиртеплогаз», может иметь значительный размер. Выборочный анализ проектной документации только по 18 объектам инвестиционных мероприятий (около 25% от всех реализуемых объектов) на предмет оценки объемов выхода отходов и возвратных материалов в период 2018-2020 годов показал, что масса металлолома составляла 222,7 т, лома асфальтобетона – 734,3 т, кирпича – 1408,7 т, щебня 888,5 т, бордюрного камня 131,37 т или в денежном эквиваленте – не менее 2,8 млн.руб.
Также выявлены отклонения в объемах и качестве произведенных работ на объектах строительства и модернизации, установлено системное нарушение ООО «Владимиртеплогаз» условий подрядных договоров, заключенных в целях реализации инвестиционных программ.
По результатам контрольного мероприятия направлены соответствующие представления в адрес ООО «Владимиртеплогаз» и директора департамента имущественных и земельных отношений администрации области. Информация об отдельных фактах и признаках нарушений Закона № 223-ФЗ и антимонопольного законодательства направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области. Информация по возможным нарушениям налогового законодательства направлена в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по Владимирской области. Акт и отчет по результатам проверки направлены в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области.
[1] На исполнение мероприятий на объекте «Модернизация тепловой сети от ТК-1 котельной № 1 до МКД № 39 с заменой вводов в МКД № 23, 47, 38, 52, 53, школу № 2 и МДОУ № 31 Микрорайона 1 г. Гусь-Хрустального».
[2] Утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от 01.02.2012 № 94.
[3] В 2018 году -I полугодии 2020 года. в рамках реализации государственных программ Владимирской области ООО «Владимиртеплогаз» из областного бюджета было привлечено 36610,5 тыс.руб.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2020/2644.html