Коллегией Счетной палаты Владимирской области рассмотрено заключение о результатах мониторинга строительства, ремонта и оснащения фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальных образованиях Владимирской области за 2020 год (п. 1.33 плана работы Счетной палаты Владимирской области на 2020 год).
Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а затем в Указе от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача по завершению формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (далее – ФАП) в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек.
Обеспечение доступности медицинской помощи, развитие сети ФАПов, развитие мобильных форм медицинской помощи, модернизация и создание материально-технической базы для применения современных медицинских технологий являются приоритетами Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года[1].
Сохранение ФАПов, как одно из направлений развития первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, предусмотрено государственной программой «Развитие здравоохранения Владимирской области»[2].
С 2019 года началась реализация федерального проекта[3], для обеспечения достижения целей, показателей и результатов которого Губернатором Владимирской области В.В. Сипягиным 14.12.2018 был утвержден паспорт регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (далее – РП «Развитие первичной МСП»). Ключевой целью регионального проекта является обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Исполнителями указанных мероприятий и главными распорядителем средств являлись Департамент здравоохранения Владимирской области (в период 2019-2020 гг.) и Департамент архитектуры и строительства Владимирской области (2020 г.), получателями средств и заказчиками по государственным контрактам – государственные бюджетные учреждения здравоохранения Владимирской области и ГБУ ВО «Облстройзаказчик», которым предоставлялись соответствующие субсидии.
Планом мероприятий по реализации 4 этапа Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года на 2020 - 2022 годы, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 07.07.2020 № 430, а также заключенными соглашениями с Минздравом России по реализации РП «Развитие первичной МСП» установлены целевые показатели по созданию в период 2019-2020 гг. на территории региона 59 объектов (ФАПов и врачебных амбулаторий).
Проведеным мониторингом установлено, что предусмотренный федеральным проектом и РП «Развитие первичной МСП» результат по состоянию на 31.12.2020 не достигнут. Так, по состоянию на 31.12.2020 созданы 28 ФАПов и 2 врачебных амбулатории из 59 объектов (50,8%), запланированных к вводу на указанную дату, функционируют из них 19, что создает риск неисполнения федерального проекта и РП «Развитие первичной МСП» в целом уже по итогам 2021 года.
Соответственно использование предусмотренного региональным проектом объема бюджетных средств не привело к установленному результату, что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению Счетной палаты негативное влияние на результаты реализации мероприятий по развитию сети ФАПов во Владимирской области могли повлиять следующие факторы:
- организационные недостатки, выразившиеся в ошибках, допущенных при планировании мероприятий;
- неэффективные управленческие решения;
- длительные сроки проведения конкурсных процедур, позднее заключение контрактов (осенне-зимний период);
- неисполнение подрядными организациями обязательств по контрактам;
- низкое качество проектных решений.
В этой связи показательно, что проектная стоимость создания (замены) одного ФАПа во Владимирской области в 2020 году составила 11892,19 тыс.руб. Общая стоимость строительства 1 кв.м ФАПа составляет 135,01 тыс.руб. Мониторингом отмечено, что в регионе не в полной мере используется возможность использования проектов ФАПов повторного применения, что по оценке Счетной палаты могло бы привести к экономии бюджетных средств как минимум в сумме 18424,64 тыс.руб.
Также практически не используется механизм государственно-частного партнерства при реализации мероприятий по строительству, ремонту и оснащению ФАПов в муниципальных образованиях Владимирской области.
По итогам проведенного мониторинга были сформированы соответствующие рекомендации.
Информационные письма по результатам мониторинга направлены Губернатору Владимирской области и председателю Законодательного Собрания Владимирской области.
Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены в Прокуратуру Владимирской области для рассмотрения и принятия соответствующих решений.
[3] Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (далее - федеральный проект), разработанный Минздравом России в составе национального проекта «Здравоохранение» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2021/2826.html