Счетной палатой Владимирской области проведен аудит эффективности использования средств, направленных на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, по результатам которого установлено следующее.
В анализируемом периоде (2016 год – 9 месяцев 2021 года) заключено 3804 социальных контракта. Объем государственной социальной помощи составил 348,8 млн.руб. По результатам аудита сделан вывод о повышении востребованности указанных мер социальной поддержки у получателей. Так, за 9 месяцев 2021 года заключено 2810 социальных контрактов, что в 23 раза превышает количество социальных контрактов, заключенных в 2016 году. Объем государственной социальной помощи за 9 месяцев 2021 года составил 285,9 млн.руб., что в 41 раз превышает объем мер поддержки, назначенных в 2016 году.
Из 43 осмотренных в ходе аудита домохозяйств получателей социальной помощи 90,7% смогли преодолеть трудную жизненную ситуацию и создали условия для стабильного дохода семьи на долгосрочную перспективу. Вместе с тем выявлены случаи несоблюдения принципов адресности и нуждаемости получателей при предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Это обусловлено отсутствием в федеральном и региональном законодательстве закрепленных дополнительных критериев нуждаемости граждан, учитывающих, в том числе имущество, находящееся в собственности заявителей и членов их семьей.
Принятие решения о заключении (отказе в заключении) социального контракта с заявителем возложено на межведомственные комиссии по рассмотрению заявлений об оказании гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Комиссия), созданные в каждом муниципальном образовании. При этом установлены факты формального подхода членов Комиссии к оценке нуждаемости заявителей, что повлекло неэффективное использование бюджетных средств в общей сумме 776,4 тыс.руб. Так, выявлены факты предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта заявителям, имущественное положение которых не свидетельствует об их нуждаемости и наличии трудной жизненной ситуации. В ряде случаев предоставленная государственная социальная помощь фактически выступает мерой поддержки бизнеса, а не способствует преодолению трудной жизненной ситуации малоимущей семьи.
По результатам аудита сделан вывод, что мероприятия по оказанию помощи на удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, на которые в 2021 году направлены средства в сумме 37,3 млн.руб. (16% от общего объема социальной помощи на основании социальных контрактов), в долгосрочной перспективе не влияют на уровень жизни семьи получателя. Фактически данные выплаты являются единовременной материальной помощью малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам и не стимулируют их активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации.
По оценке Счетной палаты наиболее действенным направлением предоставления государственной социальной помощи по социальному контракту является трудоустройство граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, составляющее основную долю (38,9%) в структуре заключенных в 2021 году социальных контрактов. Указанное направление социальной адаптации востребовано, однако в ходе аудита выявлены факты трудоустройства заявителей на 3 месяца (срок предоставления выплат), получения соответствующих выплат и последующего расторжения трудовых договоров.
По результатам аудита Коллегией Счетной палаты принято решение направить информационное письмо директору Департамента социальной защиты населения Владимирской области и представления директорам проверенных государственных казенных учреждений социальной защиты населения. Информация об отдельных фактах нарушений, выявленных в ходе проверки, направлена в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области.
О результатах контрольного мероприятия проинформированы врио Губернатора Владимирской области Авдеев А.А. и Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Киселев В.Н.
Этот документ был напечатан с адреса: https://www.spvo.ru/activity/meropr/2022/3183.html