200626 июня 2006 годаПредседатель Счетной палаты принял участие в заседании коллегии администрации Владимирской области.Выступление председателя Счетной палаты Владимирской области Чечеткина В.Д. на коллегии администрации Владимирской области 26.06.2006 г.В соответствии со статьей 10 Закона Владимирской области «О Счетной палате Владимирской области», рассмотрен проект постановления Губернатора области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики, основных показателях консолидированного и областного бюджетов на 2007 год и перспективного финансового плана Владимирской области на 2007-2009 годы» с учетом представленных к нему приложений. Проект основных направлений бюджетной и налоговой политики и основных показателей консолидированного и областного бюджетов на 2007 год сформированы с учетом реализации основных положений Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, реализации национальных проектов, продолжающейся реформы межбюджетных отношений, вызванной реализацией Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Формирование бюджетных проектировок планируется производить на основе реестра действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Владимирской области, что повышает прозрачность проектируемых бюджетных расходов на 2007 год. Основные показатели бюджета на 2007 год учитывают модель среднесрочного бюджетного планирования, позволяющую ставить перспективные цели и задачи, предусматривая для их реализации соответствующие финансовые ресурсы. Рассматриваемым документом главными стратегическими целями развития Владимирской области названы:
Предлагается сконцентрировать бюджетные ассигнования на выполнении стратегических целей развития Владимирской области, которые сводятся к улучшению демографической ситуации в области: повышение рождаемости, снижение смертности; к софинансированию приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, обеспечении жильем граждан области; на повышение доходов работников бюджетной сферы; на повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан. Решающее значение приобретает формирование доходной части бюджета области. Счетной палатой области на основе многофакторных динамических моделей с использованием информационно-аналитической системы «Внешний финансовый контроль» была оценена объективность запланированного объема налоговых доходов областного бюджета. Результаты оценки показывают, что отклонение расчетов Департамента финансов от прогноза Счетной палаты не превышает 5%, т.е. проектировки реалистичны. Счетная палата в течение ряда лет обращала внимание государственных органов на необходимости учета в доходной части бюджета в соответствии с нормами ст. 42 Бюджетного кодекса РФ доходов, получаемых главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В противном случае закон об областном бюджете не выдерживает никакой критики на коррупциогенность. Закон напрямую заставляет государственных чиновников взаимодействовать с бизнесом в «темную», закрывая информацию о доходах и направлениях ее использования. Не случайно в ПТУ-15 средства, которые учащиеся зарабатывают во время практики, у них отбирались и направлялись на оплату коммунальных услуг учебного заведения, материального вознаграждения мастеров производственного обучения. Мы поддерживаем предложение администрации, зафиксированное в проекте обсуждаемого документа, о планировании доходов от предпринимательской деятельности на этапе формирования доходной части бюджета и учета их на реализацию реестра расходных обязательств, а также в ходе исполнения бюджета. Однако, по нашему мнению, в среднесрочной перспективе следует рассмотреть и предпринять действия по исключению права госучреждений, созданных для реализации государственных обязательств, заниматься предпринимательской деятельностью. Такой деятельностью, в том числе для предоставления общественных услуг, должны заниматься структуры с иной организационно-правовой формой также и на договорной платной основе с органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления. Счетной палатой также предлагалось нормативным правовым актом Владимирской области утвердить планируемые к достижению показатели деятельности органов государственной власти. Как положительный фактор, следует отметить, что данные предложения Счетной палаты нашли свое отражение в проекте обсуждаемого постановления. Анализ нормативных правовых актов области, обеспечивающих сопровождение бюджетного процесса в области, показывает их недостаточную устойчивость с точки зрения коррупциогенности. Это можно видеть на примере нормативного обеспечения инвестиционной программы в 2006 году. Как могло получиться, что чиновники департамента строительства и архитектуры готовят документ об исключении из программы проектных работ по областной филармонии на 500 тыс.рублей, мотивируя это отсутствием необходимых заявительных документов по состоянию на 01 апреля 2006 года, в то время как извещение от главного распорядителя бюджетных средств о выделении филармонии 500 тыс.руб. направлено 14 апреля 2006 года? В этой связи администрации области необходимо провести внутреннюю экспертизу нормативного правового сопровождения бюджетного процесса на его коррупциогенность и соответствующее заключение представить вместе с проектом областного бюджета, что должно найти отражение в постановлении Губернатора об основных направлениях бюджетной и налоговой политике на 2007 год и среднесрочную перспективу. Несмотря на то, что уже не только Счетная палата Владимирской области в течение ряда лет рекомендует, но и отдельные органы исполнительной власти реально применяют в бюджетном процессе новые методы бюджетного планирования, однако в ряде исполнительных структур не пришло понимание тех конечных результатов, каких необходимо достигать. Так в сфере образования, культуры достаточное количество вакансий, однако учебные заведения ориентируются не на закреплении специалистов, подготавливаемых за счет средств государственного или местного бюджета, а на подготовку и их выпуск из стен учебного заведения, что показали наши проверки в ряде учебных заведений области. В то же время качество образования должно отражать накопление и широкое использование интеллекта образуемых. Это и тост уровня образования, это динамичное развитие новаций как результат деятельности учебных и научных учреждений, это не только информатизация в образовательных учреждениях, это информатизация всех отношений в области и, в первую очередь, в государственном и местном управлении. Это создание на базе высших учебных заведений области бизнес инкубаторов и формирование новой интеллектуальной среды экономического роста с опорой на малый и средний бизнес. Это, в конце концов, понимание, что уровень жизни есть составная и неотъемлемая часть качества жизни населения области. Определенное место в проекте основных направлений находят и национальные проекты, что получило особую окраску определением приоритетной направленностью финансирования за счет средств областного бюджета действий, связанных с этими проектами, и фиксированием планируемых результатов. Впервые предусматривается утвердить цели, задачи и показатели результатов деятельности органов государственной власти Владимирской области в рамках проведения бюджетной политики на 2007 год, что позволит обеспечить проведение мониторинга и оценки деятельности органов государственной власти области. Таким образом, рассматриваемый документ требует доработки, особенно в части определения отраслевыми департаментами администрации области показателей и планируемых результатов своей деятельности, а также системной экспертизы на коррупциогенность. |
|